На сегодняшний день на территории зарубежной Европы расположены четыре десятка отдельных государств. Но в силу особенностей своего географического положения, далеко не каждое из них имеет собственный выход к морю. Это непосредственно отражается на развитии страны в лучшую или в худшую сторону
Исторически сложилось, что страны, расположенные на морских побережьях изначально находятся в более выгодном положении относительно внутриконтинентальных государств. Многие из них с давних времён неразрывно связаны с морем. В первую очередь это касается Греции, Италии, Испании, которые имеют выход в Средиземное море.
Издавна доступ государства к морю предполагал наличие важных торговых связей, необходимых для развития как крупных, так и мелких государств. По мере развития человечества активно развивались транспортные структуры. Не удивительно, что явное преимущество получили те государства, у которых сразу был выход к мировому океану.
Даже в современном динамичном мире морские перевозки товаров играют огромную роль в рамках мировой торговли. Поэтому, когда подходов к морям нет, это создаёт ряд препятствий для динамичного развития внутриконтинентальных стран.
В давние времена отсутствие у государства или города подходов к морю было одной из основных причин для начала военных действий. Такие территории были жизненно необходимы для полноценного экономического развития.
- Франция;
- Испания;
- Бельгия;
- Литва;
- Норвегия;
- Болгария;
- Хорватия;
- Албания;
- Германия;
- Голландия;
- Украина;
- Польша;
- Исландия;
- Греция;
- Словения;
- Румыния.
Среди множества современных европейских стран 14 государств лишены собственного доступа к морскому побережью. Организация подходов к морю дня них продумывается на мировом уровне, чтобы не допустить ущемления их прав.
Важность доступа к морю
Странам Зарубежной Европы не имеющим доступ к морю, приходится искать пути решения этой проблемы. Исторически сложилось, что подходы к побережью морей – это основной аспект в экономическом развитии. По морской акватории пролегает множество крупнейших водных маршрутов, многие из которых соединяют города-миллионеры. В морских странах Европы развито караблестроение и другие сопутствующие отрасли. Также здесь принято сдавать яхты в аренду или содержать яхт клуб для жителей или туристов.
Рис. 2. Европейский морской курорт
Несмотря на то что современные политики стремятся к совместному решению этой проблемы, отсутствие собственных подходов к морю значительно тормозит развитие туристической отрасли и торговли. Так, все импортные товары доставляются намного дольше из-за необходимости прохождения дополнительного таможенного контроля.