Из трех моих пожеланий к государственной политике на этот год, по состоянию на сейчас, выполнено почти что один и три десятых.
Собственно, чего я желал ровно год назад.
1. Налог на выведенный капитал как первую, по-настоящему стоящую, попытку облегчить ведение бизнеса в стране и дать возможность всем бизнесменам и предпринимателям перестать быть по умолчанию субъектами так любимой всеми правоохранителями 212-й.
Правда, за#бало читать в FB страничку Налоговой Милиции, которой как бы нет, но она физически есть, с ее рассказами «задержали, обнаружили, обыскали и т. д.».
Господа, вам с последствиями, а не с причинами, бороться не надоело? Может таки пора ликвидировать условия, при которых вашей подследственности махинации возможны? Понятно, что и вы тогда не особо нужны будете, но бизнесу же станет гораздо легче.
Статус на сейчас: объявлено, что НнВК будет, будет с 01.01.2019 и, раз уж это когда не завтра, остается надеяться, что адепты его невведения не приведут сто тысяч расчетов почему он не нужен.
Ну и до 30.06.2018 г., согласно принципа стабильности — элементы налогов не могут меняться позднее, чем за полгода до начала бюджетного периода, в котором они будут действовать — ВР должна проголосовать новое Налоговое Законодательство. Т.е. работа по этому налогу должна кипеть уже сейчас.
2. Сокращение количества функций у государства — всех этих промедветгосзагонслужб, и, как следствие, сокращение количества чиновников и подъем зарплат для тех, кто остался.
Вот смотрите, людей, занятых в социально-бюджетной сфере у нас в Днепропетровской области чуть более 200 000 человек. По сути, целый Павлоград, полтора Никополя или пять Покровов — это чиновники и прочие люди, работающие на государство. Представьте сколько их в масштабах всей страны.
Как бы дофига. Особенно с учетом того, что большая часть из них своих функций не выполняет в принципе.
Ну и зарплаты на гос. службе, давайте скажем честно, это самообман самих себя. Зарплата губернатора 12 000 грн в месяц. Т.е. мы с вами наняли человека управлять областью за 12 000 грн в месяц. Но требуем с него результат как с СЕO Apple. Результат кстати есть. А зарплату он перечисляет в детский дом.
Но не все ж губернаторы в стране официальные долларовые миллионеры уже много лет.
Не все официальные. Не все долларовые. Не все миллионеры. Не все много лет.
Не у всех на первом месте в мотивации стоит сложность проекта, его масштабы и профессиональный интерес, а не банальные деньги.
Статус на сейчас: популизм рулит. Изменений в этом направлении практически нет. Да, есть приятные исключения в виде Нафтогаза, УЗ и еще пары гос. предприятий, но, как сожалению, системой это не стало. А жаль.
3. Закон, обнуляющий НДС при ввозе оборудования для строящегося производства внутри страны.
Все кричат про инвестиции, но никто не говорит, что нужно поменять, чтобы они были.
Да, верховенство права, отсутствие наездов со стороны вымогателей в погонах, отсутствие бюрократии... это все понятно.
Но чтобы было на что не наезжать, это что-то должно быть. Тут я не витаю в облаках и точно понимаю, что внутренний и условно внутренний инвестор это более быстрая история, чем кто-то из ЕС/США/ОАЭ с триллионом долларов наготове.
И вот этот внутренний инвестор должен затаскивать в страну технологии. Те технологии, которых в стране нет.
Внутренний инвестор готов к особенностям ведения бизнеса у нас в стране, но не готов к тому, что за затаскиваемые в страну инвестиции и технологии он должен еще и оплачивать на границе, за много месяцев до запуска оборудования, по ставке 20%.
Второе к чему не готов внутренний инвестор — это к максимально усложненной процедуре кредитования.
С одной стороны, все основные банки у нас в стране государственные, деньги там есть, сами же они говорят, что кредитовать некого, но когда эти некого приходят к ним, то им выкатывают такие условия, что проще ничего не делать.
Залоги. Залоги. И еще раз залоги. Проектное финансирование — не, не слышали. Поэтапное, с отдачей в залог введенного в эксплуатацию — нельзя. А если банк вас прокредитовал раз, то второй это сделать будет сложнее — заемщиков мало. На каждого есть лимиты. Следующий ваш кредит — превышение норматива максимального кредитного риска на одного контрагента, все, давай, до свидания, держитесь там.
Так вот, ВР проголосовала закон, дающий рассрочку на 24 месяца на уплату НДС по ввозимому оборудованию.
Заметьте, в FB и в СМИ по этой новости тишина. Все «эксперты» этой новости не увидели. Все популисты кричат про экономику, но этот, важнейший на сейчас закон, никто из них не заметил. Впрочем, неудивительно.
А мы ждали этот закон. И тихо делали всё, чтобы он состоялся. И это случилось.
Фактически, для любого строящегося сейчас производства, это беспроцентный кредит на 24 месяца на 20% от стоимости ввозимого страну оборудования. Те самые технологии.
Давай пример приведу. Мы как ОГА сейчас ведем, например, проект строительства ТЭЦ на ТБО (тот самый мусороперерабатывающий завод). Это один из инвестиционных проектов, которые мы сейчас сопровождаем.
Стоимость проекта порядка 60 млн евро или порядка 2 млрд гривен. В этой цифре оборудования на сумму около 1,5 млрд грн. Рассрочка по НДС на 24 месяца по нему — это беспроцентный кредит на 300 млн грн. Да, это не космос, но это нормальный, возможный и необходимый шаг, который значительно все упрощает. Оборудование за 24 месяца будет завезено, смонтировано и начнет работать.
Вопрос уплаты НДС с уже имеющегося cash flow это, согласитесь, легче, чем за много месяцев до того, как производство начнет его генерировать.
Статус на сейчас: закон принят, но не в изложении отмены НДС, а в изложении рассрочки на 24 месяца. Хорошо. Очень хорошо. Но можно было лучше.
Чего хотелось бы увидеть в следующем, 2018-м году, помимо исполнения двух первых пунктов, изложенных выше и не воплотившихся в году нынешнем:
- льгота ( хотя бы на 5 лет) на налог на прибыль на инвестиционные проекты. Строите завод, создаете рабочие места — 5 лет платите налог на прибыль по ставке 0%. Налог на выведенный капитал, при определенных условиях, этот вопрос решает;
- проектное финансирование в банках. Все просто. Есть проект. Есть проектная документация, за которую уже заплачена сумма с пятью-шестью нолями не в гривне, есть департамент в банке, оценивающий перспективы проекта и, в случае положительного вывода, проект кредитуется под залог самого себя при, например, существующей и сейчас пропорции 70%/30%, где 30% собственные средства инвестора и именно они тратятся в первую очередь.
Нормы по проектному финансированию есть в постановлениях НБУ — но банки не хотят ими пользоваться. Первый аспект — нет защиты кредиторов, второй — а нафига рисковать если можно посидеть в ОВГЗ и сертификатах НБУ. Так спокойнее.
Да, есть приятные исключения. Ощад кредитует малый и средний бизнес, за программу кредитования которого отдельное спасибо Андрею Пышному. Райффазен и Кредит Агриколь кредитуют сельское хозяйство. Но это исключения, а не правила.
Поэтому, согласитесь, что при условной стоимости проекта в 20 млрд грн, при понятном проекте и при условии наличия у инвестора возможности потратить собственные 6,5 млрд гривен на этот проект, доверие к нему у банка растет.
У нас в работе сейчас около 300 млн долл проектов готовых, тех, с которыми к нам в ОГА инвесторы уже пришли и по каждому из которых мы идем, а скорее бежим, по утвержденной «пошаговке».
Как мы за три месяца начали строительство биогазовой электростанции на стоках Водоканала я, пожалуй, напишу отдельно. Уж очень эпичный случай когда инвестиции в 300 млн грн в то, что никому не нужно, требуют титанических усилий по внедрению в головы и мозги чиновников всех уровней.
Так это мы просто одна из ОГА в стране, есть у нас в стране куча умных и предприимчивых людей, которые чувствуют рынки и имеют стартовые деньги — представьте, если бы приняли положительные решения по трем ...всего по трем вопросам....Что бы было!!!!
А представьте еще, что каждый, запущенный проект, легко можно было бы повторять в любой другой области страны...
Вот такие у нас пожелания на наступающий 2018-й год.