Правительство принесло щедрую жертву общественному недовольству. Сразу трех министров отправили в отставку. И не просто министров с минимумом полномочий, а достаточно влиятельных игроков с точки зрения реально важных процессов в украинской экономике и политике. Это реально ключевые позиции, сравнить по значимости с которыми можно разве что пост главы МВС и кресло самого премьера.
Мининфраструктуры – тут все очевидно. Крупнейшие процессы, госпредприятия, состояние дорог, мотов, логистика по железной дороге и многое другое. Это не просто громадные бюджеты, но и реальные вещи, которые власть может предъявить избирателю. Обещания и мечты может себе позволить оппозиция. Власть обязана показывать хорошие дороги, прочные мосты и многое другое в реальности. Вот как было и вот, как мы сделали. Без долгих рассказов. Понятно, что назначение Александра Кубракова, который сейчас руководит «Укравтодором», усилит министерство. Но речь сейчас не об усилении – все говорят об отставке теперь уже бывшего министра Криклия. Идем дальше?
Минэкономики. Игорь Петрашко откровенно не потянул эту ответственную должность. Он на старте говорил очень правильные вещи про локализацию производства в Украине, про развитие промышленности и бизнеса, не впадал в розовый туман легенд про «великую аграрную державу». Внушал, другими словами. Оптимизм и веру в перспективу. Увы – реализации мы не увидели. Не смог или не дали – вопрос очень интересный, но его ответ никак не влияет на полноту налитого «украинского экономического стакана». Экономика вошла в кризис с пандемией, барахталась в попытках выжить, премьер сам разгребал текущие проблемы, а про роль Миэкономики никто не слышал. Увы. Эту жертву бизнес примет с пониманием и одобрением.
Про главу Минохороныздоровья Максима Степанова и говорить, собственно, нечего. Он мог быть идеальным министром, мог вообще не ходить на работу – не важно. Его судьба была предрешена. Глава этого министерства в не самой богатой и не смой влиятельной стране в период мировой пандемии просто обречен собрать на себя весь негатив. Как за реальные промахи (как же без них), так и за объективные проблемы, на которые повлиять никак не мог. Кому интересны детали, когда проще ругать? Мотивация оппозиции понятна, у власти свой резон – пусть весь негатив соберет на себя один человек, не надо делить на всех. Одного потом уберем. Народу понравится жесткое решение. Все просто и предсказуемо. Итак, сакральная большая жертва в виде трех важных министров принесена. Достаточно ли ее для искупления и сохранения правительства? Конечно достаточно, но…
Не бывает в таких историях про правительства совсем без «НО». Без такого жирного, тяжелого «НО», которое способно убить и закопать весь оптимизм предыдущих выводов. Да, для сохранения действующего правительства в этой шахматной партии достаточно пожертвовать тремя министрами, но… это ненадолго. Отсрочка, а не иммунитет. Судя по всему, отсрочка до осени. А там правительство принесут в жертву целиком. Ради спасения Верховной Рады. Все как в этот раз, но одним звеном выше по пищевой цепочке. Понятно, что некоторые министры перейдут в новое правительство. И мы даже догадываемся, кто именно. Но неофициальный кастинг на премьера уже запущен.
По мнению Банковой, кандидат в премьеры должен обладать несколькими несомненными и обязательными достоинствами. В условиях кризиса нужен кто-то, кто реально разбирается в экономике. И понимать, как это все работает. Иметь контакты на Западе. И не только на Западе. Не должен быть связан ни с одной крупной ФПГ – и без того куда ни плюнь попадешь в лоббиста. Он не должен бесить людей, но и слишком нравиться тоже не должен. Вообще не должен быть политической фигурой и иметь за спиной партию – потому что именно премьеры легко проводят свои партии в Верховную Раду а потом, как показывает опыт, становятся президентами. А зачем нам кузнец? Нам такой кузнец не нужен. В смысле, Банковой. Они прагматики и своими руками растить себе же проблему? Нет, спасибо.
Очевидно, что в качестве кризис-менеджера в этой ситуации было бы логично приглашать Гройсмана или Яценюка. Но они работали премьерами при Порошенко, что для Зеленского уже практически стопроцентная причина для отказа. Он назвал себя приговором Порошенко и было бы нелогичным брать кого-то из власти того времени на работу. К тому же оба кандидата сравнительно молоды, амбициозны, умны и имеют за спиной партии. Риск очевиден. В качестве более подходящего кандидата сейчас рассматривают Игоря Уманского. Опыт работы в Минфине, нормальные отношения с нынешней властью, хорошие связи в Европе и США. Плюс, что немаловажно сегодня, хорошие контакты в Китае. С олигархами не связан, за годы работы ни одного крупного скандала. Политикой не занимается, в партиях не состоит – тоже плюс. Именно в этом контексте и стоит рассматривать большую статью Игоря Уманского на «Хвиле», которая вышла на днях. По факту это программа премьера в качестве предложения.
Конечно, есть еще одна кандидатура буквально «на расстоянии вытянутой руки» со своей фракцией – Юлия Владимировна. Очень хочет в это кресло и опыта не занимать. Но на Банковой прекрасно умеют учить уроки истории. И историю про Ющенко помнят отлично. Про его рейтинг на старте, а потом про рейтинг на финише. И рост премьера Тимошенко до реального кандидата в президенты. А суицидальными политическими наклонностями в ОП никто не страдает…