Если утром вам перебегает дорогу черный кот – не стоит делать серьезных выводов. Возможно, это говорит только о том, что животное куда-то спешит по своим делам. Так и с правительством. Если его отправляют в отставку – не стоит говорить о глубоком политическом кризисе, скором роспуске Верховной Рады или окончательной победе одной финансово-промышленной группы над другими. Как и с котом – все может быть проще. Правительство могло элементарно провалить всю работу и вредить рейтингу президента. Хотя, кто-то должен был убедить президента поступить именно так и именно сейчас. Так что без заинтересованных лиц не обошлось.
В первую очередь следует избегать главной ошибки – предавать отставке правительства Гончарука космические масштабы. Гончарук не Тимошенко, с мощной командой и своей фракцией БЮТ в коалиции. Не Яценюк со своим видением ситуации и фракцией «Народного фронта», без которой не будет коалиции. Гончарук на посту премьера был просто исполнителем пожелания Офиса президента. Без своей стратегии и без опоры на фракцию в Верховной Раде. И такое положение дел с отставкой этого Кабмина сохраняется. Ключевые решения, как и раньше, будет принимать близкий к Зеленскому узкий круг доверенных лиц. Монобольшинство в Верховной Раде будет голосовать так, как решит президент. На долю правительства остаются тактические вопросы.
Впрочем, этих вопросов тоже хватает, а потому считать Кабмин просто декорацией было бы другой ошибочной крайностью. Просто накануне мировой рецессии или полномасштабного кризиса все устали от падения промышленности. Устали от обещаний, красивых презентаций и реального падения доходов и невыполнения бюджета. Пенсионеры разочарованы отказом правительства индексировать пенсии в марте. Весь этот негатив привел к падению рейтинга правительства. И балласт пришлось сбрасывать, пока он не утянул с собой и рейтинг самого президента. Инстинкт самосохранения сработал и в политике, что никого не должно удивлять. Конечно, Кабмин Гончарука собрал не весь негатив, который планировали. Рынок земли с нужными подзаконными актами открыть не успели, фокусы с большой приватизацией и поставками воды в Крым пока не закончены. Но падение рейтингов заставило Банковую спешить и на ходу менять планы. Лучшим доказательством этому является проблема с набором новых министров и явная неготовность ОП к блиц-кригу.
Ключевой вопрос – какие финансово-промышленные группы в Украине усилили свои позиции, а какие потеряли. Тут нет простого ответа, потому что при перезагрузке Кабинета министров сработали сразу две тенденции. Безусловно, влияние Игоря Коломойского слегка ослабло. Не вдруг – позиции вчерашнего фаворита власти начали проседать еще после отставки главы ОП Андрея Богдана. Зеленский явно тяготился чересчур плотной опекой Игоря Валериевича, и его сближение с другими ключевыми игроками было неизбежным. Тем не менее, назвать нового правительство «Кабмином Ахметова» или «Кабмином Пинчука» тоже нельзя. И два года работы нового премьера директором Бурштынской ТЭС, которая входит в ДТЭК – маленький эпизод в его бурной карьере с частой сменой места работы. Позиции украинских олигархов сегодня, завтра, как и вчера – определяются отношениями с Банковой, а не с Грушевского. Хотя об одной сенсации в этой рокировке говорить можно уверенно.
В уходящем Кабмине беспрецедентным для украинской истории было влияние международных лоббистов. Раньше люди, которых условно называли «грантоедами», а с легкой руки нардепа Дубинского «соросятами» оказывали влияние на украинскую власть через общественные организации, наблюдательные советы и финансируемые спонсорами СМИ. В правительстве Гончарука они сами стали реальной властью. Сам премьер вышел именно из такой структуры, которая на деньги иностранных фондов учила украинцев делать «нужные» реформы. Назвать эту группу лоббистами сложно только потому, что в Украине нет закона о лоббизме. Но влияние стало огромным – должность премьера, целый ряд министров, руководство НАБУ, Антикорсуд, большинство в Набсоветах госпредприятий, таких как «Нафтогаз» и «Укрзализниця». Украина фактически перешла под внешнее управление и даже ширму приличия убрали. Что вызывало раздражение не только у отечественного бизнеса, но и у целого ряда проукраинских политиков.
Даже скандал со сменой менеджмента «Центрэнерго» возможно вызван не желанием Гончарука убрать оттуда людей Коломойского, а необходимостью отдать и это предприятие под внешнее управление. Теперь позиции условных «соросят» были резко ослаблены. Конечно, они еще контролируют целый ряд госпредприятий вплоть до «Укроборонпрома» и антикоррупционные структуры, но должности в правительстве потеряны. И в Минфине, что было очень важным для спекулянтов. Так что замену правительства можно охарактеризовать, как укрепление самостоятельности Украины и снижении зависимости от внешних игроков. Главное в этой ситуации не отдать рычаги управления другим желающим с московской пропиской.
Украинский бизнес стал немного более субъектным, что перед новой волной кризиса дает нам хотя бы возможность маневра. А за Гончарука и его соратников переживать не стоит – найдут себе теплые места советников или членов наблюдательных советов с полумиллионными зарплатами. Не зря же Гончарук перед отставкой ужинал с Ермаком…
Кирилл Сазонов для Информатор.Деньги