В который раз приходится читать «Чиновники Х получили рекордные премии», «Бюрократам Y вновь повысили зарплаты». Все это вызывает принципиальное раздражение и украинцев. И это обосновано. Вот если ты пришел работать менеджером в любую компанию. Ты работаешь плохо, продажи падают, компания несет убытки. Какой шанс что ты получишь повышение зарплаты? А может еще и квартальную премию?
Ответ очевиден. Но почему же украинские чиновники, и тут наиболее кричащий пример – энергетический регулятор НКРЭКУ – не только повышают сами себе зарплаты, но и выплачивают премии? С регулярностью и упорством столь необходимым в других местах применения.
Как повлияло на доходы комиссионеров то, что украинские госпредприятия НАК Нафтогаз, НАЭК Энергоатом, НЭК Укрэнерго в 2018 году были прибыльными, а при текущем составе НКРЭКУ получили больше 50 млрд грн убытка? Доходы выросли. Резко. Уверено. Стремительно.
Эти энергорегуляторы, которые устанавливают нам тарифы, подмахивая на ходу разные плюшки Фирташу и прочим, в III квартал повысят себе зарплаты на 47%.
Возникает закономерный вопрос, в какой еще сфере зарплата растет в 1,5 раза в квартал. Врачи? Учителя? Военные? При этом претензий к последним у меня нет. Наоборот – их труд мне очевиден. Его важность – безапелляционна. А к результатам энергетического регулирования претензий предостаточно.
1,5 года вся отрасль говорит, что на рынке творятся темные дела. Что малоизвестные трейдеры заработали десятки и десятки миллиардов на перепродаже атомной генерации, а при этом сам Энергоатом в катастрофических долгах и убытках. Какая реакция комиссии? Махинации продолжаются. Уже есть заявления министров, атомщиков, шахтеров, уже даже есть решения судов всех юрисдикций по разным трейдерам-махинаторам. И что?
Параллельно с этими попытками 1,5 года волокитить вопрос махинаций и убытков, общие затраты бюджета на комиссию только за один квартал растут до 178 млн грн. Это больше, чем годовой бюджет помощи пострадавшим от катастроф и военных действий. Это сопоставимо с бюджетом на развитие спорта в 1,5-миллионном Харькове.
Всего в 2021 г. НКРЭКУ освоит 700 млн грн в год. Пример НКРЭКУ показывает, что все зарплаты чиновников должны быть привязаны к результатам деятельности. Причем т.н. KPI — должны быть выложены на официальном сайте институции. Оценка должна проводится по понятным простым критериям. Выполнено / не выполнено. Финпоказатели вверенных тебе предприятий, объем поступлений в бюджет от твоей отрасли.
Если таможня увеличила поступления, а оценка контрабанды снизилась – то премия есть. Зарплата может расти не больше чем показатели инфляции. Если на энергетическом рынке долги снижены, госкомпании не показывают убытков. А поступления от работы отрасли растут – премии обоснованы. Если картина ровно обратная, как мы наблюдаем сегодня, фанатичные начисления самим себе зарплат и премий выглядит обыкновенной формой легализованной коррупции.
Реформа оценки эффективности государственных институций критически важна сегодня. Удивляет, что до сих пор западные партнеры не навязали нам ее. Без их участия, впрочем, в инициативы изнутри страны верить не приходится.
Сегодня госслужба остается не только привилегией для избранных, но и местом легального обогащения, избавленного от принципов и практик, так эффективно применяемых в частном секторе.