Ну что, я проехал половину Украины туда и обратно и, как обещал, пишу свои впечатления по дорогам. В принципе, тут всего несколько пунктов.
1 Дороги действительно активно строят и ремонтируют. Мосты тоже. В принципе, по качеству основных артерий претензий нет. Так что программа «Велике будівництво» работает и видна. Есть грехи на уровне поселков и районов — местные власти даже в условиях децентрализации местами полностью махнули рукой на ремонт. Там еще работать и работать. От хорошего переходим к проблемам, которые видны невооруженным глазом.
2 Существующую сеть необходимо развивать и раширять полотно. Потому что от Киева до Житомира и потом до Ровно все отлично — по две полосы в каждую сторону, разделены ограждением. Но дальше от Ровно на Запад местами целые участки по одной полосе в каждую сторону. При приличной загрузке (а на обратном пути мне «повезло» с количеством транспорта) можно бесконечно долго плестись со скоростью 50-70 км за грузовиком или автобусом. Обгонять часто нельзя — повороты плохо просматриваются. Средняя скорость резко падает.
3 Принципы регулирования дорожного движения в плане знаков не выдерживают никакой критики. На том же прекрасном участке от Житомира до Ровно постоянно ограничения 50 км. Переход или карман для разворота. Зачем вообще иметь хорошую трассу, если по ней приходится двигаться рывками? Эту проблему нужно решать на уровне инфраструктурных изменений. Обязательно.
Выводы: То, что в нашей стране всерьез взялись за строительство дорог — это отлично. Это, наверное, очень важный шаг подальше от «русского мира», где дорог традиционно нет. Программа президента работает. Но — пункты два и три тоже есть. Кирилл Тимошенко прекрасно сформулировал стратегическую цель — хорошие дороги должны сшивать страну. Если из столицы можно будет доехать в Карпаты или Одессу или Мариуполь часов за 5 по хорошей дороге — это будет очень круто. В сегодняшних условиях (мне кажется) можно и нужно создавать условия для свободного передвижения с более высокой скоростью. Машины это позволяют, качество дорог как правило тоже — если говорить о трассах.
Пока дорога до Ужгорода отняла почти 10 часов. Правда, я не лихачил и принципиально соблюдал правила скоростного режима. Для чистоты эксперимента. Так что я очень надеюсь, что в перспективе пункт 2 тоже будет проработан, а по пункту 3 начинать экспертное обсуждение можно и нужно уже сейчас.