Кабинет министров Украины на заседании 14 ноября одобрил проект закона о государственном бюджете на 2019 для рассмотрения во втором чтении Верховной радой. Премьер-министр Владимир Гройсман обратился к Верховной Раде с просьбой проголосовать за главный финансовый документ страны уже на следующей пленарной неделе с 20 по 23 ноября.
Причина на поверхности – принятие бюджета до 1 декабря соответствует регламенту, а соблюдением сроков с голосованием по бюджету Гройсман гордиться. Второй важный момент – сотрудничество с МВФ. Украина выполнила все условия, включая повышение цены на газ. И проект бюджета, который Верховная Рада приняла в первом чтении, наших международных партнеров усроил. Но, наученные горьким опытом, финансисты придержали выделение транша до голосования за проект госбюджета во втором чтении. Слишком многое успевают «запихать» депутаты в смету между двумя чтениями.
Несмотря на то, что проект бюджета после первого чтения прошел профильный комитет парламента и снова был рассмотрен правительством, Гройсман дал понять депутатам, что компромиссы в процессе окончательного утверждения законопроекта возможны. Прямым текстом – правительство готово еще поработать над документом с депутатами. Это вынужденный шаг. Самый лучший по мнению правительства проект ничего не стоит, если не собрать под него 226 голосов. А это не так просто, даже с поправкой на сотрудничество в коалиции.
Мажоритарщики, которые посчитают себя обойденными вниманием, могут просто не явиться на голосование. Или уйти в глухую оборону, прикрываясь «интересами народа». Выборы уже в следующем году и хранить верность фракции становится необязательно. Плюс, кто-то в командировке или на больничном. А Батькивщина и Оппозиционный блок железно откажутся голосовать за бюджет от власти, даже самый прекрасный. Тут вопрос политический, скоро выборы и оппозиционность должна быть бескомпромиссной. Значит, придется договариваться с внефракционными или депутатскими группами. И без «работы над документом с депутатами» тут не обойтись.
С другой стороны премьер дал понять, что раздувать смету до бесконечности с поправкой на все депутатские «хотелки» он не согласен. Потому что правительству придется искать деньги на выполнение всех депутатских обещаний, а значит, оставаться крайним в случае дефицита средств. Да и МВФ не поймет излишней уступчивости Кабмина и увеличения неподкрепленной расходной части. Не поймет МВФ – будет цепная реакция. Без денег Фонда мы автоматически получим отказ в макрофинансовой помощи Евросоюза и Всемирного банка. А это большая угроза для курса гривны и риски дефолта.
Отвечать за любой из этих негативных сценариев придется, естественно, Кабмину, а не депутатам. Так что особо уступать Гройсман не намерен. Бюджет должен быть реалистичным – обозначил он границы компромисса сразу после обещания поработать с депутатами. Иначе не сможем нормально расплатиться по внешним долгам, у нас как раз в 2019 пик выплат. Так что до 22 ноября (именно в этот день спикер Андрей Парубий пообещал приступить к рассмотрению бюджета) нас ждут очень горячие и не всегда кулуарные переговоры.
Основные статьи расходов бюджета сохранены после первого чтения. Впрочем, аппетит приходит во время еды. Финансирование армии сохраняется на уровне 210 миллиардов гривен. Предложение повысить минимальную зарплату бойцов до 10 тысяч воспринято с пониманием и учтено. Хотя, в Минобороны уже заявляют, что в случае широкомасштабного наступления российских войск этих денег не хватит. Ну, тут нет вопросов даже. Большая война потребует пересматривать все правила жизни и не только финансовые.
В проекте сохранено увеличение на 41 миллиард доходов местных бюджетов в рамках продолжения реформы децентрализации. Повышение зарплат работникам образования, ученым, медикам. По медицине вообще отдельная программа с финансированием доступных лекарств и введением бесплатной диагностики по направлению семейного врача. Перерасчет пенсий и повышение уже с января и в начале весны. Рост минималки с января до 4175 грн. и прочие приятные вещи сохранены. Увеличены расходы на ремонт и строительство дорог – тоже один из ключевых для Гройсмана моментов.
Тем не менее, уже в процессе рассмотрения этих расходных статей депутаты не раз сталкивались с отказами. Потому что при всем понимании ситуации профильный комитет просил выделить дополнительно десять миллиардов на ряд направлений. Понятно, что лишних денег в бюджете не бывает, но чтобы достать что-то их кармана, сперва нужно положить это что-то в карман. Так что на некоторых вопросах будем экономить. Сокращен бюджет общественного вещания. Это 816 миллионов гривен, которые направили на медицину. Также уменьшили программу «Питьевая вода», с которой вообще не было использовано ни копейки. Государственный фонд регионального развития тоже «похудел». За счет этих статей увеличен фонд социального экономического развития на 4,5 миллиарда гривен.
Если с депутатскими «хотелками» можно разбираться в диапазоне между компромиссом и отказом, то пренебрегать требованием президента Порошенко Кабмину гораздо сложнее. Потому что если президент не подпишет уже принятый закон – страна будет жить по прошлогоднему бюджету – каждый месяц по «одной двенадцатой» от годового объема. То есть не будет повышения пенсий, повышения минималки, повышения зарплат военным и увеличения финансирования образования и медицины. И если сейчас в провале голосования и отсутствии всех этих повышений Кабмин будет обвинять депутатов, то отказ президента подписывать – уже полная его ответственность. И тут в отстутвии роста зарплат с пенсиями президента хором обвинят депутаты и члены правительства.
Такой подарочек к выборам Порошенко точно не нужен. К счастью, требование главы государства достаточно туманное и носит больше характер предвыборного пиара – обеспечить субсидиями всех, кто нуждается. Ну а Кабмину придется просто отделить нуждающихся от тех, кто таковыми претворяется. И подобрать соответствующую сумму. И бюджет сбалансирован – и Петр Алексеевич перед избирателями проявил заботу. Все довольны. Осталось решить главную проблему – найти 226 голосов в Верховной Раде. Полагаю, за оставшуюся неделю Кабмин сможет это сделать. Не в тишине, конечно, но таковы законы политического жанра.
Специально для Информатор.Деньги