Десятые годы минули, стартовали двадцатые. А как приличному киноману не подвести итог целого кинодесятителия?
Начнем с того, что в плане кино за последние 10 лет произошло несколько системных сдвигов. НеБлокбастеры все более уходят на стриминговые сервисы, растет культурное влияние сериалов, при этом маленькие студии и камерные игроки практически полностью вытеснены с рынка громадными конгломератами. Это не хорошо и не плохо, это нормальные исторический процесс.
С 2010 до 2019 вышла масса отличного кино, хотя многие брюзжат что кино уже не то. И когда я выбирал 20 своих любимых фильмов периода, я не смог в нее вписаться. Поэтому бонусом идут некоторые жанровые или авторские упоминания. В моем списке вы не найдете артхауса. Так вот.
20 место. Славные парни (2016). Комедийный детектив Шейна Блэка с Расселом Кроу и Райаном Гослингом. Жанр классической комедии в последние годы хорошо живет преимущественно в сериалах. Поэтому этот фильм — реальное исключение из правил и редкая жемчужина жанра. Антураж: Калифорния 70х. Отличный юмор — в придачу. Среди упоминаний можно назвать французскую трагикомедию Intouchables 2011 года.
19 место. Гонка (2013) Рона Ховарда — лучший спортивный фильм десятилетия, да и лучший фильм про гонки. Выверенная и очень напряженная драма. Среди упоминаний в спортивной тематике были отличные Воин (Warrior, 2011) с Томом Харди и Боец (The Fighter) с Уолбергом и Бэйлом и свежий Форд против Феррари.
18 место. Корейское трио. Место зарезервировано для трех изумительных представителей южнокорейского кино. Фильм о восстании Кванджу «Таксист» (2017), фантастический фильм ужасов «Поезд в Пусан» (2016) и триллер-драма-комедия «Паразиты» (2019). Люблю я южнокорейское кино и оно не перестает радовать.
17 место. Зеленая книга (2018). Изумительная драмедия Питера Фарелли. И лучший фильм по модной в это десятилетие теме расизма и дискриминации, за исключением одного шедевра.
16 место. По соображениям совести (2016). Лучший военный фильм десятилетия о пацифисте Десмонде Досе. Такое может снять только совершенно сумасбродный и при этом гениальный Мэл Гибсон. Я долго сомневался, кому отдать первенство — этому фильму или Дюнкерку (2017) Кристофера Нолана, но фильм Гибсона произвел более сильное впечатление лично на меня, да и Нолан будет выше.
15 место. Отель Гранд Будапешт (2014) Уэса Андерсона. Фильм Уэса Андерсона — это вообще уже отдельный жанр. И из трех его фильмов десятилетия трагикомедия с Рэйфом Файнсом — вершина. Но Остров Собак (2017) и Королевство полной луны (2012) тоже обязательны к просмотру.
14 место. Мастер (2012). Драма о ветеране с ПТСР (гениальный Хоакин Феникс), где две другие главные роли играют Эми Адамс и Филипп Сеймур Хоффман. А снимает мастер зубодробительной драмы Пол Томас Андерсон. Получился исключительный фильм. Среди топ-драм я бы еще выделил прекрасный фильм Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017), который слишком близок к театральной постановке. Сюда же отличная журналистская драма В центре внимания (2015). Сюда же — пачка неплохих биографических фильмов «ради Оскара»: и Король Говорит, и Грозные времена, и Первый человек и т.д.
13 место. Социальная драма по мотивам комиксов Джокер (2019). Два фильма с Хоакином Фениксом подряд и заслуженно. Отличная драма, от Джокера и комиксов там мало, но за такой красивый фильм, интересное повествование и великолепную игру и режиссуру — заслуженно в ТОП. Мрачные фильмы по мотивам комиксов за это десятилетие получили еще один прекрасный образец — Логан (2017), его тоже можно и нужно посмотреть.
12 место. Ла Ла Ленд (2016). Я не большой фанат мюзиклов. Но когда мюзикл — прекрасный фильм про жизнь с отличной драмой и комедией, когда его героям (Эмма Стоун и Райан Гослинг) сопереживаешь, когда фильм ставит гениальный Дамьен Шазел — не влюбиться в этот фильм невозможно. Сюда же добавим еще один прекрасный мюзикл «Отверженные» (2012). И дебютный фильм Шазела «Одержимость» (2014) — про Музыканта и Учителя.
11 место. Коко (2017) и другие шедевры PIXAR. Мультипликация этой студии практически всегда эталонна. Мой любимый фильм студии 10х — очаровательная история про семью и талант Коко (Тайна Коко в украинском прокате). Это не лучший мультфильм десятилетия, тут будет другой победитель. Но его посыл, правильная мораль и исключительно интересная подача (повествование, эффекты да все) делает его для меня достойным этого списка.
10 место. Стражи Галактики (2014) и другие фильмы Вселенной Марвел. Стражи Галактики — лучший фильм в жанре космооперы (как же плохи на его фоне новые Звездные войны, которые у меня раздражения не вызывают, но это другой уровень), в жанре комедийного боевика и вот это все. Феномен этого фильма в том, что Джеймс Ганн смог помочь зрителю влюбиться в антропоморфных енота и дерево, что уже говорит много о качестве фильма. Ну и фильм жемчужина главного кинематографического и культурного феномена десятилетия — Кинематографической вселенной Марвел. Я бы мог включить фильмы вселенной в большем числе, но это будет неспортивно.
9 место. Бердмен (2014). Великолепная черная трагикомедия. Великолепный Китон, великолепный Иньярриту. Не знаю чего добавлять. Если вы еще не смотрели — бегите смотреть.
8 место. Спайдерверс (Человек — паук: Через Вселенные, 2018). Дальше все мое личное специфическое мнение. Лучший мультфильм десятилетия с исключительной и экспериментальной картинкой. Лучший фильм по комиксам. Лучший фильм про человек-паука (да, имхо, на самом деле лучший). Смешной. Поучительный. С великолепным саундтреком. Очень хороший.
7 место. Волк с Уолл-Стрит (2013). Исключительный фильм Мартина Скорсезе с гениальным Леонардо Ди Каприо. Изобретательная и поучительная история с великолепным сценарием и постановкой. Думаю, почти все смотрели и тут особо нечего описывать.
6 место. Исчезнувшая (2014). Дэвид Финчер снял лучший триллер десятилетия. Собственно, кино с настолько закрученным повествованием, что если вы его еще не смотрели — бегите исправлять. Думаете, что сюжет банален? Вот вам поворот. И еще. И еще. И это без особых дыр в сюжете. Ну и прекрасные Розамунд Пайк и Бен Аффлек.
5 место. Бегущий по лезвию 2049 (2017). Единственный фильм — продолжение в списке. Потрясающий медитативный визуальный пир от Дэни Вильнева. Долгое и очень неспешное повествование с прекрасным визуалом и исключительной постановкой.
4 место. Интерстеллар (2014). Лучший фильм в жанре научной фантастики. Лучший фильм о Космосе. Лучший фильм о будущем человечества, каким оно может быть. Как в плохом смысле, так и в хорошем. Визуал. Звук. Демонически прекрасная игра Мэтью Макконахи. И музыка Циммера. И постановка Кристофера Нолана. Среди упоминаний — Гравитация (2013) Куарона и К звездам (2019) Джеймса Грея.
3 место. Безумный Макс: Дорогая Ярости (2015). Можно ли раскрыть историю без сценарных веток вообще? Можно ли раскрыть героев и их мотивацию почти без диалогов? Можно ли сделать фильм вообще без лишних сцен и проседания повествования? Можно ли сделать экшн-фильм, от которого будут в восторге и зрители и критики? Можно. Вот он :-)
2 место. Джанго Освобожденный (2012). Вторая вершина режиссерского и сценарного гения Квентина Тарантино. Лучший срез эпохи рабства на американском Юге. Лучший фильм на тему рабства и дискриминации, вполне наглядно демонстрирующее ужас подобного режима. И вторые диалоги, которые способны заменить экшн-сцена своим напряжением на моей памяти (после Криминального чтива). Достоин упоминания и второй отличный фильм Тарантино в этом десятилетии — Однажды в Голливуде (2019).
1 место. Начало (Inception, 2010). Первое место этот фильм Кристофера Нолана получил не потому, что он чем-то кардинально лучше чем предыдущие три. Они для меня идут ноздря в ноздрю. Хотя он исключительно прекрасен. Но он, помимо отличной и увлекательной истории, хорошей актерской игры великолепно играющего каста (ди Каприо, Элен Пейдж, Том Харди, Джозеф Гордон — Левитт, Марион Котийар, Килиан Мерфи, Кен Ванатабэ, Майкл Кейн и т.д.), изобретательного экшена и интересной игры с пространством и временем, несет еще один важный вклад. Заимствования. Игра с пространством и временем стала фишкой десятков историй. Визуальные решения заимствуют уже даже чаще, чем из Матрицы или Властелина Колец. Фильм оказал исключительное влияние на кино в целом. И это важный аргумент для 1 места. Ну и да. Это, повторюсь, великолепный фильм и великолепная история.
Хорошего всем кинопросмотра!)