Вполне справедливо будет сказать, что у нас две проблемы. Дураки и дороги. И если с дураками ясно что делать, то вот с дорогами — совсем беда.

За предыдущие годы инвестиции в дорожное строительство увеличились в разы. Как и количество реально отремонтированных дорог. Но отрасль все еще остается одной из самых коррумпированных, хаотичных и политически ангажированных. Государственные деньги делятся не прозрачно, по принципу «своим все — чужим фиг», количество тендеров, когда одну дорогу строят по 5-15 торгам — громадно, а нормальные техусловия прописывают единицы заказчиков.

Можно ли ситуацию изменить? Я вам расскажу, что можно. За последние 4 года наша команда даже с теми микрополномочиями, которые есть в вопросах дорожного строительства у областных администраций, смогла провернуть ряд нехитрых операций по оптимизации процесса.

Я скажу сразу, что тут вопрос личности в истории. Юрий Голик со свойственным ему подходом технократа, посмотрев на подход к ремонту дорог в предудущие годы, изрек вполне ожидаемое «это че за херня?» и как-то начали разбираться.

Во-первых, там, где ОГА могла влиять на ремонт и выступать заказчиком/контролером строительства, было покончено с текущим ремонтом. Никакого текущего ремонта, только капитальный.

Во-вторых, была ликвидирована порочна практика нанимать подрядчиков без техники, адекватного плеча доставки асфальта и без возможности дать реальную банковскую гарантию на выполнение работ. Практически все прокладки депутатов и чиновников разных уровней были отодвинуты от дорог, и на них пришли живые подрядчики с техникой и деньгами.

В-третьих, начали систематизировать и четко прописывать ТЗ для дорог, которые нельзя просто и легко обойти. И в каждый договор начали вписывать 5-летнюю гарантию на качество дорог.

В-четвертых, были первыми, кто инициировал создание прозрачной схемы распределения финансирования на дороги. Это когда деньги распределяются не по принципу: «Дам Виннице 2 млрд, а Днепропетровской 300 миллионов», а по прозрачной и понятной схеме в соответствии с реальной протяженностью дорог и их стратегическим значением.

В-пятых, мы инициировали передачу дорог областного и межрегионального значения на баланс, собственно, областей. Чтобы их могли чинить и строить за свои деньги областные власти, а не ждали милости укравтодора.

В-шестых, уже в 2019 году, мы выкинули облавтодор из системы дорожного строительства — он больше не «ремонтирует» дороги и не имитирует их обслуживание. Потому что в структуре на каждого реального дорожного строителя приходилось 10 клерков, и кроме как перемывать деньги они ни на что не способны.

Что в результате? В результате почти 600 дорог местного значения капитально отремонтировано за 4 года, налажена система ежегодного контроля качества ремонта (его сохранности) общественностью и специалистами. Начат ремонт дорог национального значения. И он был бы завершен, если бы финансирование поступало на надлежащем уровне. Потому что, хотя областной бюджет и выделил в 2019 году на ремонт дорог уже больше 1 млрд, он уходит на дороги местного значения. Наконец, еще один итог. Компании, которые строят дороги в Днепропетровской области, обладают самым молодым и современным парком техники в Украине. Потому что чувствуют уверенность в рынке, где все прозрачно.

Можно ли улучшить эти наработки и перенести их на национальный уровень?

Можно.

Для этого надо сделать ряд очень несложных шагов.

  1. Назначить в Укравтодор нормального руководителя и нормальный менеджмент в целом.
  2. Дать возможность стандартизировать процедуры управления дорожным строительством (например, запретить ремонт дороги «кусками»). Это же распространить на города.
  3. Прописать стандартные требования к ремонту, реконструкции, строительству.
  4. Ликвидировать облавтодоры и Киевавтодор к чертовой матери. Государство не должно непосредственно заниматься выполнением дорожных работ.
  5. Прописать и выполнять стандартную и прозрачную схему распределения денег по областям и дорогам государственного значения. Пропорционально протяженности, важности, загруженности.
  6. Истребовать у областей дополнять «дорожный» бюджет своими деньгами и переложить на них все ремонты мелких дорог.
  7. Прижать Укртрансбезпеку и заставить ее нормально работать, в первую очередь — бороться с перегрузами.
  8. Проверить, чтобы система нормально работала. Исправить вылезшие косяки. Автоматизировать процесс. Сделать все максимально медийным и публичным.
  9. В завершение передать 95% дорог на баланс областей, громад, городов вместе с источниками финансирования (распределение автоматическое)
  10. 5% дорог можно оставить в управлении государства или отдать в концессию.
  11. Ликвидировать укравтодор к чертям. А в здании ведомства сделать музей рагулизма .

Эврика. Срок: 3-5 лет.

Что надо: желание, политическая воля, обуздать чиновничью жадность.

Делимся наработками с радостью. Готовы консультировать всех желающих. Были бы они.