Сегодняшняя новость российской службы радио «Свобода», мягко говоря, была неожиданной — наёмники, «работавшие» в российских ЧВК подали в Международный уголовный суд документы с просьбой возбудить расследование в отношении руководства российских частных военных компаний и тех, кто им способствует.

Обращение адресовано прокурору Международного уголовного суда Фату Бенсуда, за его составление и отправку проголосовали представители 18 региональных организаций, объединяющих участников боевых действий в качестве наёмников.

Логику событий и возможную реакцию нашей страны я изложил в коротком 10-минутном видео:


Для тех, кому более комфортно читать, предлагаю текст.

357 выживших требуют наказать своих бывших начальников не за участие в преступных войнах — какого-то раскаяния в речах спикеров, в частности Евгения Шабанова нет. Зато есть обида, что наёмники не признаны в качестве «ветеранов», «участников боевых действий». Красной нитью проходит по его спитчу обида за то, что «государство забывает о гражданах, даже после их смерти». При этом «атаман» Шабанов честно говорит об утилизации лишних людей, в частности «прошедших войну на Донбассе».

Долго рассуждать о причинах заявления смысла нет — наёмники хотят денег, льгот, выплат за трупы, признания и уважение потому что «мы же воевали». И перед заявлением они пытались достучаться до российского руководства — не далее как летом 2018 так же скопом, то есть коллективно писали челобитную в Министерство обороны РФ. Ведомство Шойгу их послало на все четыре стороны. Результат — обиделись, написали в Гаагу. Основная суть претензий — лишение положенного правового статуса ветеранов, в результате чего они не получают необходимой медицинской и финансовой поддержки от государства. Дополнительные требования уже из категории «хоть так отомщу» — просьба возбудить дело по факту «исчезновения людей», и наказать руководителей ряда частных военных компаний.


Почему это важно для нас?

Представим себе, что война на Донбассе закончилась, Крым вновь Украинский и возникает вопрос уголовного преследования виновных в аннексии и развязывании войны. Дело рано или поздно попадает к прокурорам того же Международного уголовного суда. Но перед ними стоит сложная задача поиска доказательной базы, опроса множества свидетелей, воссоздания событий.

Теперь, после такого обращения, значительная часть документов сама появляется в распоряжении суда в Гааге. В частности это:

Подчеркну, что это не утверждения украинских политиков, не доказательства, которые Украина просит учесть и достоверность которых раз за разом пытаются поставить под сомнение. Это личные признания и документы, которые поступили и уже находятся или в ближайшее время будут переданы в Международный уголовный суд в Гааге. То есть работа, которая у украинской стороны могла занять годы, сделана руками самих российских наёмников, которые обиделись за то, что им недоплатили.

Естественно, российские наёмники рассчитывают, что после такой демонстрации власть пойдёт им навстречу и они «дадут задний ход». Такой вариант реален, но я очень сомневаюсь, в том, что прокуроры МУС упустят возможность собрать доказательную базу по идущей на территории Европейского континента войне. Не менее заинтересованными в получении свидетельских показаний, документов, дополнительной информации будут представители международной следственной группы по МН-17.

Эта ситуация может стать наибольшей, после сбитого боинга, проблемой российской дипломатии. Одно дело, когда Украина заявляет о присутствии российских военных, о вербовке боевиков на территории РФ, на Донбассе, о том, что армии так называемых ЛНР и ДНР в значительной мере состоят из граждан других государств и ничем по своей сути не отличаются, например, от армии «Исламского государства». Совсем другое дело, когда в распоряжении Международного уголовного суда в Гааге появляются заявления нескольких сот граждан российской федерации, к которым приложены образцы контрактов, истории вербовки, описание логистики и даже простой перечень военных конфликтов, в которых принимали участие боевики. И даже если дело напрямую не касается войны на востоке Украины, доказательная база остаётся в распоряжении Международного уголовного суда и может востребована по мере надобности при рассмотрении иных дел.


Что может сделать Украина?

Формально наша страна не является участником данного процесса. Но, поскольку в информации упомянута война на Донбассе, наши дипломаты могут сработать одновременно по двум направлениям:

1. Заявить о готовности поддержать иск боевиков к своим командирам. На этом месте ура-патриотическая часть читателей, возможно, готова уже меня разорвать. Прошу подождать минутку и дочитать до конца следующего абзаца.

Итак, мы заявляем о готовности предоставить имеющиеся у нас доказательства для поддержки обращения боевиков. Но документы и доказательства наши представители готовы дать только в рамках идущего процесса. Таким образом из третьей стороны, мы можем стать одним из участников процесса и, уже как участник, получить доступ к материалам дела для ознакомления. То есть заранее ознакомится с доказательной базой, предоставленной боевиками. Думаю, что значительная часть документов окажется весьма полезной сотрудникам СБУ, военной разведки, МВД. Даже узнать где и как работают вербовщики российских ЧВК в Украине — уже «плюс в карму разведчика».

С политической точки зрения Украина может заявить, что не берётся выступать в поддержку пункта о признании боевиков «ветеранами», но с радостью поддержит требования начать уголовное преследование лиц, которые причастны к деятельности российских ЧВК на украинской территории.

2. Получив доступ к материалам дела мы понимаем, какая доказательная база УЖЕ находится в Международном уголовном суде и получаем возможность, в нужный момент подать собственное заявление с требованием привлечь к ответственности организаторов, сотрудников, полевых командиров российских ЧВК за участие в войне на Донбассе. Кроме того, можем требовать привлечь к ответственности российских чиновников, которые своим решением создали предпосылки (либо напрямую содействовали) деятельности частных военных компаний в Российской Федерации.

Второй пункт — как раз то, что рано или поздно должна сделать Украина. Если этого можно достичь ранее, получив параллельно внушительный массив информации о противнике и его агентурной сети для своей разведки (хочу напомнить воюющей страны), почему бы не пойти таким путём. Нужно немного схитрить, необходимо побыть циником? А почему наш политик, позволяющий себе и хитрость и цинизм в, например, борьбе за собственное политическое будущее на выборах, не может сделать то же самое ради интересов страны?

текст был опубликован на ТСН