О проблеме депопуляции и трудовой миграции писал достаточно много. Последний год данная тема стала одной из топовых в СМИ, о ней заговорили и представители правительства. Одно «но» — оценки количества людей, которые выехали или регулярно выезжают за границу отличаются даже у министров одного кабинета. Трудовая миграция может стать проблемой для украинской экономики. Но не только для неё — миграция, отъезд части жителей страны может стать вызовом на предстоящих парламентских и президентских выборах. Более того, она уже влияет — политические партии, возможно не осознавая причин, меняют свою риторику в погоне за голосами.
Решил разобрать проблему, взяв за основу количественную оценку миграционных потоков от господина Ревы. Текст вышел на Хвыли. Ради соблюдения объективности оставил комментарии, добавленные редактором ресурса Юрием Романенко.
______
Министр соцполитики Рева заявил, что за рубежом постоянно работает около 3,2 млн украинцев, а в трудовой миграции участвуют до 9 млн. человек. Данная оценка «одна из» — есть более неприятные данные. 3,2 млн за границей — минимум и цифра будет увеличиваться тем более, что Польша намерена упростить легализацию семей для иностранных работников. То есть трудовые мигранты начнут вывозить жён, мужей, детей. С точки зрения рынка труда о проблеме писали многие. Но я решил взглянуть с другой стороны. Работник — это совершеннолетний гражданин, избиратель. Если он, за границей, не голосует, выбирают те граждане, которые остались дома. И, далеко не факт, что результаты такого выбора не заставят работника думать, как осесть насовсем в другом государстве.
Кейс Польши
Пример Польши. Страна за после 1989 года сделала колоссальный рывок в экономике и отстройке политической системы. Поляки были одним из драйверов сближения Восточной Европы с ЕС. Казалось бы — вот он, пример того, как из постсовка можно относительно быстро отстроить демократическое государство со свободной и успешной экономикой. И вдруг население голосует за PIS.
Странно? На первый взгляд, да. Но, если посмотреть на процессы в комплексе, всё становится на свои места. Одним из «побочных эффектов» евроинтеграции Польши и успешности её новой системы образования стало то, что квалифицированные умные и современные поляки с лёгкостью находят себе высокооплачиваемую работу в странах с большим уровнем достатка. К проблеме естественной депопуляции добавилась проблема миграции, причём последние 10 лет процесс затронул, те группы населения, которые были склонны трезво смотреть на мир и не верить простым рецептам популистов. На этом возвращаемся к феномену популярности «Права и Справедливости». Их электорат не возник на пустом месте — эти люди были всегда, они голосовали, правые и популистские партии всегда присутствовали в парламенте, но были в меньшинстве, поскольку большая часть населения выбирала модель светского либерального государства. Проблема в том, что костяк электората «либералов» — тот самый средний класс, образованные легкие на подъём поляки, часть из которых сегодня… просто живёт в других странах. Победа PIS стала для них шоком, в Польше регулярно проходят массовые акции протеста. Одновременно с тем, политика сегодняшней польской власти склоняет ещё большее количество оппонентов к мысли о переезде в другую страну. Им на смену привлекаются мигранты (в том числе украинцы), в которых электорат «Права и Справедливости», крайне правых готов видеть угрозу, поэтому стройными рядами идёт на выборы и отдаёт голоса «защитникам традиционных ценностей».
Миграция как фактор украинской политики
Теперь вернёмся в Украину. У нас происходят схожие процессы. 10 лет назад типичный «украинский заробитчанин» — это человек, который работает на низкооплачиваемой (по меркам страны пребывания) работе, зачастую нелегально. Более половины — в РФ. Сегодня соседние страны привлекают, в значительной мере квалифицированных работников, украинские студенты уже несколько лет являются наиболее массовой «национальной группой» в польских ВУЗах. Но, самое главное, люди едут работать официально, там налаживают быт. Только в Польше более 300 тысяч наших сограждан платят пенсионные взносы — они копят на пенсию в соседней стране, значит не собираются возвращаться. Студенты в иностранных ВУЗах так же ищут возможность трудоустроиться в стране пребывания. Но ведь лёгкие на подъём, образованные квалифицированные украинцы были и остаются костяком электората «проевропейских» партий, они менее падки на популизм. В конце концов, именно эта группа стала ядром Революции достоинства. Сегодня значительная их часть за рубежом. А значит голосовать не будет. А вот те, кто готов продать свой голос, кто не читает программы тех, за кого голосует, кто выбирает политика по критериям «звезды телевизора» никуда не делся. Вот и получаем мрачные перспективы выборов 2019 года и последующих электоральных кампаний.
Давайте вместе займёмся арифметикой. По данным министра Ревы, за границей постоянно работает 3,2 млн украинцев. Всего, с учётом сезонных работ и краткосрочных контрактов, за рубеж выезжает около 9 млн наших сограждан. Из этого числа 1-2 млн приходится на Россию, в большинстве своём на временные работы. Долгосрочные контракты — это скорее типично для работников в странах ЕС. Допустим, что с учётом сезонных работ одномоментно за границей будет около 5 млн, из которых 1 млн в РФ (здесь расчеты Игоря, на мой взгляд, несколько ошибочны, потому что в России находится от 2,5 до 4,5 млн человек, глава МИД Украины Павел Климкин называл цифру в 3 млн человек, но общая постановка проблемы правильная, потому что Польша однозначно ставится страной миграции номер один даже на востоке Украины. Это показывают последние данные социологии Украинского института будущего – прим. Юрия Романенко). Теперь посмотрим на результаты выборов 2014 года — максимальное число голосов по партийным спискам получил «Народный Фронт» — 3,49 млн., БПП — 3,44 млн., «Самопомощь» — 1,73 млн. В парламентских выборах в 2014 году приняло участие 15,96 млн человек. То есть, по состоянию на сегодня за границы Украины выехали (по количественным показателям) избиратели способные провести в парламент фракцию в 80-100 депутатов. Причём это те люди, для большинства которых реформы, европейский выбор не являются «сказкой из телевизора» и пустым звуком — они мобильны, образованы, видят своими глазами как может существовать успешное государство. А вот те, кто готов продать свой голос за 400 -800 гривен (смешные деньги даже для неквалифицированного украинского работника в той же Польше) остаются ( на самом деле, сложно говорить, потому что миграция с востока также набирает обороты, потому можно точно сказать, что среди трудовых мигрантов нет 100% сторонники прозападного вектора, скорее соотношение 50 на 50 или 60 на 40. Нет точной статистики жители каких регионов в каком направлении выехали – прим. Юрия Романенко). Остаются пенсионеры, остаются те, кто ни разу за последние 10 лет не выезжал за пределы своего города/области, а таких ни много ни мало более 40% от населения. Это непаханое поля для разного рода популистов.
Вновь обратимся к истории Верховной Рады этого созыва. Максимальное количество депутатов в коалиции «Европейский выбор» по состоянию на начало 2015 года составляло 302 депутата. Допустим, что 3 млн голосов украинцев, которые сегодня находятся в Европе дали минимальный результат — фракцию в 80 человек. 302-80 = 222. Большинства нет. (И здесь я не согласен с Игорем, потому что он исходит из допущения в 100% сторонников евроинтеграции среди мигрантов, что, как вы понимаете, не верно. Кроме того, пророссийские партии потеряли около 5 млн голосов из-за оккупации, потому даже если допустить, что все уехавшие мигранты за условные проевропейские партии, то паритет между Западом и Россией в политическом спектре будет сложно восстановить, но с учетом обозначенных тенденций, однозначно, ситуация будет более сложная, чем в 2014 году – прим. Юрия Романенко). Примерно это (с точки зрения программ партий, а не их названий) на ждёт на будущих выборах. Надежды на то, что наши соотечественники за рубежом массово побегут голосовать, мягко говоря, несостоятельны. Например, в 2014 году из числа стоящих на консульском учёте 461 тысячи украинцев до урны для голосования добрались менее 10% — 40730 человек.
Естественно, предполагать, что все уехавшие на заработки были активными избирателями нельзя, поскольку молодёжь и, зачастую, представители городского среднего класса как раз отличаются меньшей, по сравнению, например, с пенсионерами, явкой. Поэтому любые политические кампании в Украине имеют как минимум налёт популизма. Если 55,8% населения страны (по данным исследования «Политическая культура» Центра Разумкова) никогда в жизни не читали политических программ партий за которые голосуют, менее 20% способны сами сформировать собственную позицию по политическим вопросам, а 12,3% «с пониманием» относятся к проблеме скупки голосов" — апеллировать к думающему электорату просто нет смысла — популистский лозунг, засевание округа проще, понятнее и, возможно, дешевле.
Однако есть и обратная сторона медали. Уже 33% (мало, но 10 лет назад цифра была в пределах 10%) населения считает, что для развития страны необходимо их личное участие. Это не большинство, но такая категория граждан задаёт тон дискуссии о развитии страны, она же может быть жёстким критиком, способным "отнять" из рейтинга той или иной партии пару процентов. Что, по большому счёту и произошло в 2014 году — речь зашла о трансформации страны, о коренной перестройке системы государства. Критичная масса для популяризации ключевых тезисов набралась, но количества и, самое главное, организации этих людей, не хватило для перехвата власти. В результате "старые" политические силы, взяв кто комбатов, кто журналистов, а кто и Надежду, переработали лозунг регионалов с "покращення вже сьогодні" на что-то вроде "європейський вибір цієї миті" прошли в парламент.
Дальше было два варианта: рисковать и ломать систему полностью в условиях войны или пытаться договориться со старыми ФПГ на удержание ситуации. Власть выбрала "договориться", тем более, что никто не отменял присутствия в партийных списках групп влияния и привычку решать вопросы по старой традиции украинского парламентаризма. Естественно, что о быстрых реформах в таком формате работы речи идти не могло — оставались сферы и целые отрасли экономики, которые "нельзя трогать", поскольку с них кормились хозяева недостающих голосов в парламенте, или лояльные определённой ФПГ медиа, местная власть.
Дальше случилась западня любого реформатора: преобразования в стране, даже без военных действий, всегда приводят к ухудшению качества жизни населения. Если реформы проходят быстро и власть пользуется поддержкой лидеров мнений, если тон дискуссии в обществе задаётся исходя из результата, к которому стремится страна, процессы можно завершить. Естественно, что правительство реформаторов теряет в популярности среди "среднестатистических" граждан, но эти "граждане" неспособны к самоорганизации и, уж тем более, к формулировке собственной повестки, требований, кроме "дайте много льгот и большие зарплаты". В Украине процессы пошли своим чередом — восстановленные "договорняки", откровенное саботирование некоторых реформ достаточно быстро отвернули от властной коалиции значительную часть думающего электората из тех самых 33%. Многие, пользуясь открывшимися возможностями, просто поехали за рубеж работать, учиться, строить жизнь. Таким образом президент, правительство и большинство в парламенте оказались перед двумя проблемами потери доверия:
- со стороны большинства, которое ожидало быстрого наступления рая на земле, того самого "европейского будущего", но уже сегодня. Это логично и такая участь всех реформаторов.
- со стороны активной части населения, которое способно задавать тон дискуссии в обществе, которое способно формулировать (либо приблизиться к формулировке) целей, видения будущего, которое готово брать на себя ответственность. Это нелогично для стран, успешно прошедших период реформ, но логично для нашей власти, которая в стремлении удержать ситуацию под контролем, пошла на сохранение (пусть и видоизменённого) олигархического договорняка в украинской политике.
Первыми изменения почувствовали "младшие партнёры" коалиции. "Батькивщина" и "Радикальная партия", наиболее щедро (из числа "демократов") пахавшие поле популизма на выборах 2014 года быстро ушли в "оппозицию" к вчерашним партнёрам. Это логично, поскольку для популиста идеальный вариант — критика власти, утверждения, что можно было бы сделать лучше. Ещё один партнёр по коалиции — "Солидарность", которая позиционировала себя как партия городского среднего класса, решила сбросить токсичность на бывших партнёров и попытаться сохранить костяк своих приверженцев, требуя решительных бескомпромиссных реформ.
Новосозданная коалиция из "Народного Фронта" и БПП тоже была далека от единства. Эпопея с отставкой правительства Яценюка стала классическим примером попытки скинуть политическую токсичность на партнёра. На первом этапе это получилось превосходно — против лидера НФ работали все: бывшие регионалы, бывшие союзники по коалиции и надёжные партнёры в лице блока имени Президента. И без того падающий рейтинг фронтовиков ушёл в категорию "доли процента". На их фоне популярность БПП оставалась относительно стабильной, но недолго: правительство Гройсмана, несмотря на увеличившиеся количество министров "от Народного фронта", воспринималось как президентская команда. Таким образом Пётр Порошенко смог оттянуть падение своих рейтингов и рейтингов лишь на несколько месяцев — до сентября-октября 2016 года.
Тем временем люди, которые задавали тон дискуссии в 2014 и которые голосовали за партии, получившее большинство в парламенте продолжали уезжать. Половинчатый ход реформ лишал БПП и НФ поддержки оставшейся на Родине части данной группы (активных и готовых брать ответственность) граждан. Падение уровня жизни, естественно, настраивало "против власти" пассивное большинство.
В результате, уже к октябрю-декабрю 2016 года представители БПП, в стремлении увеличить уровень общественной поддержки, сами пошли по пути популизма. Решение о повышении минимальных заработных плат, игра с льготами, раздача субсидий практически всем желающим на краткий момент выбило аргументы у популистов. Примечательным было молчание Юлии Тимошенко после заявлений правительства "минималка 3200". И, действительно, к концу 2017 рейтинги Петра Порошенко подросли на пару процентных пунктов по сравнению с декабрём 2016 года (16,9% против 12,5% по данным КМИС, 15,6% и 13,5% по данным группы "Рейтинг", 16,9%-14,7% согласно результатам SOCIS). Однако, резкого рывка качества жизни не произошло, а оппоненты удачно продолжали играли на уровне жизни, утверждая, что рост доходов может быть стремительным, а социальные выплаты намного больше. БПП уступил позицию наиболее популярной партии, Порошенко из фаворита перешёл в категорию "имеющих шансы" в рейтинге кандидатов на президентские выборы 2019 года.
Контуры кампании 2019 года
Президентская и парламентская кампании 2019 года уже начались. И то, с чем выходят партии к своему избирателю прекрасно укладывается в логику описанных выше процессов, когда в результате отъезда за рубеж части активного и готового брать на себя ответственность населения, растёт доля тех, кто хочет получить простые ответы на сложные вопросы.
Диспозиция такова:
активное меньшинство, средний класс (назовём так те 33%, согласных с тем, что личное участие есть обязательным условием для положительных изменений в стране):
- не организовано,
- уменьшается в числе — значительная часть уехала либо уедет в ближайшем будущем — таким образом они рискнут, возьмут на себя ответственность за улучшение собственной жизни.
- те, кто остался не имеют явных предпочтений среди политических сил — БПП и Народный фронт потеряли доверие долгой историей "медленных украинских реформ", а популизм их оппонентов вызывает неприятие.
Пассивное большинство (55% не читавших политических программ и готовых продать свой голос)
- не имеют явных лидеров, выражающих их интересы;
- разочарованы в большинстве политических сил — отрицательные рейтинги партий зашкаливают;
- утверждают, что не готовы терпеть дальше, но при этом не готовы к практическим действиям по улучшению своего уровня жизни;
- ожидают "помощи" от государства либо политиков, которые "ако ангелы небесные" наведут порядок и дадут всем и каждому много и вкусно покушать.
Таким образом, будущая компания станет практической иллюстрацией набившей оскомину фразы "важен каждый голос" — политтехнологи уже несколько месяцев говорят о будущей "игре на мизерах". Большой твёрдой поддержки не будет, скорее всего, ни у кого, и главной задачей будет не потерять голоса и хоть немного забрать у конкурента.
Общих тем, которые способны сплотить значительную часть общества, как это было в 2014-м будет крайне мало. Ни одна из политических сил пока не может похвастать достаточным количеством сторонников из "активной части", способной создать таковые и/или сделать их популярными.
Поэтому логичным выглядит игра на поле популизма, использовании административного и медиа ресурса. С первым пунктом понятно — обещают золотые горы все, но у каждого игрока своя специфика — об этом чуть ниже. Админресурс, на первый взгляд, прерогатива власти, но учитывая специфику региональных элит, реальность будет иной:
- большинство ФПГ и часть политических сил имеют "своих" людей на местах
- в ряде регионов Украины сформировались свои микроэлиты, устойчивые к смене власти в Киеве — их лояльность уходящей власти сомнительна.
Таким образом, с местными элитами торг ещё только начинается. Вопрос успеха политических сил во многом будет зависеть от того, с кем на местах они успеют договориться.
Аналогичная ситуация в медиапространстве. Сегодня мы видим консолидацию СМИ по группам. С одной стороны сближение 112 канала, NewsOne, ZIK, формирующих мощный "антипрезидентский" пул. На противоположной стороне играют Прямой и 5 канал, к которым по ряду вопросов примыкает ТРК "Украина". "Плюсы" Коломойского и "Старлайтмедиа" Пинчука пока не заняли однозначной позиции тем более, что не все проекты на выборы 2019 стартовали в полную силу.
Подходы игроков
Влияние стартовых условий явно заметно в активности политических сил, которые успели активно включиться в кампанию. Я сознательно не буду разделять президентские и парламентские выборы, поскольку для многих кандидатов на роль "гаранта конституции" гонка за президентским креслом является подготовительным этапом к формированию собственной фракции в Раде и полученный весной процент будет визитной карточкой для разговоров с потенциальными спонсорами и союзниками на осеннюю кампанию. Для наибольшей наглядности, специфику обращения к обществу буду пытаться уложить в уже широко известные украинскому избирателю лозунги.
БПП и Пётр Порошенко: "Покращення вже сьогодні"
Пётр Алексеевич, естественно, большее внимание уделяет президентской кампании, чего не скажешь о партии имени Петра Алексеевича. В стройных рядах БПП есть понимание того, что сегодняшнего результата не вернуть, поэтому одни ведут консультации с конкурентами, другие готовят почву для собственного политического проекта, третьи — мажоритарные округа. Да, мажоритарка, скорее всего, не будет отменена до 2019 года, поскольку она и только она даёт возможность переизбраться значительной части сегодняшних депутатов. Но, кроме вопросов лояльности фракции, у Порошенко возникла ещё одна проблема — премьер-министр Гройсман всё более явно играет собственную долгую игру, рассчитанную на парламентские, а не президентские выборы. Соответственно ожидать от него сверх усилий для демонстрации успешности политики Петра Алексеевича не приходится.
Но, несмотря на все разногласия и президенту и БПП необходимо показать определённый успех на фоне критического отношения (если не сказать потери лояльности) со стороны думающего и активного меньшинства. Надо обращаться к пассивному меньшинству, поэтому значительная часть тезисов укладывается в шаблон лозунга "покращення вже сьогодні" — говорят о росте доходов, обещают больше, демонстрируют новые объекты, которые еженедельно открывает президент. Мне посчастливилось быть в поездке по Днепропетровской области в рамках которой ОГА показывала свои достижения. Удивляться есть чему — это новая философия работы части медучреждений, сельские школы, которые по уровню обеспеченности, подходу к образовательному процессу находятся на хорошем, как модно говорить, европейском, уровне. Но если смотреть на репортажи по ТВ, сообщения пресс-службы президента — о том, что "внутри" не говорится ничего, зрителю предлагают картинку "открытия красивого домика". Странно? Отнюдь — те, кого интересует "что внутри", которые бы оценили котельную на местных видах топлива для больницы, не поддерживают президента или просто уехали (вспоминаем количество украинцев за рубежом). Поэтому подача сознательно примитивизируется ради того, чтобы картинку восприняли пассивные массы, а не активное меньшинство.
Президент оказался в сложной ситуации — он вынужден (в том числе и под внешним давлением) проводить реформы, которые могут на определённый период уменьшить уровень жизни части граждан, но при этом демонстрировать что "жить стало лучше, жить стало веселее". Порошенко крайне нужны масштабные события, которые могут увеличить его рейтинг. В качестве таковых рассматривается:
- Получение автокефалии для украинской церкви. К построению успешного динамичного государства это имеет отдалённое отношение, но значительная часть населения религиозна и "президент, принесший поместную церковь" — хороший тезис. Особенно, если он подкреплён здравицами в церквях, перезвоном и возможной агитацией во время проповедей.
- Возможные договорённости по миротворцам ООН на Донбассе. Тут от нас зависит мало, но уже сегодня очевидно, что в лучшем случае возможная миссия только начнёт разворачиваться к президентским выборам. Значит можно делать упор на самом факте введения миротворцев, прекращении огня, оставляя за скобками возможные политические компромиссы — это уже будет забота "новой" власти.
- Увеличение доходов граждан. Это может быть поднятие минимальной заработной платы, инициатива по пенсиям, покрытие части долга по социальным выплатам, шаги на встречу тем, кто требует "больше заботы" от государства. В данном случае так не же всё зависит от президента — за экономику отвечает премьер. Но Гройсман заинтересован в том же, расхождения лишь в сроках, когда люди должны почувствовать пик "покращення": в логике премьера это лето 2019, в логике президента — зима- начало весны того же года.
- Начало работы антикоррупционного суда (скорее всего весна-лето 2019) не создадут проблем президенту и его политсиле, поскольку дела в суд будет передавать следствие (в том числе ГПУ). Правильная очерёдность передачи дел может сбить на взлёте партии — конкуренты. Ещё бы — новость, что отношении того или иного политика начались слушания в антикоррупционном суде является прекрасным поводом для пиара.
Все три направления мало связаны с реформированием страны, а значит работа по такой повестке рискует лишить президента последних сторонников среди активного меньшинства. Сценарий практически неизбежен, поскольку новые обещания что-то изменить в своей политике наткнуться на логичный вопрос "а что тебе сегодня это делать мешает, дорогой?" сложно. Определённые подвижки, вроде налога на выведенный капитал, возможно буду, но их примут так, чтобы временное падение доходов бюджета не пришлось на разгар кампании. Но такие шаги будут единичными: ключевой подход заключается в сеянии страха, когда все возможные оппоненты представляются ещё худшим выбором. Средний класс будут подталкивать к вилке "или поддержите нас, не идеальных или наступит конец света".
Батькивщина. "Почую кожного"
Юлия Владимировна Тимошенко последние годы потратила на восстановление партийной структуры на местах. Ветеран украинской политики прекрасно чувствует настроения общества и играет на больных темах. Основа кампании, естественно, популизм. Батькивщина требует и будет требовать защиты простого народа, увеличения заработных плат, уменьшения коммунальных платежей, заботу о каждом гражданине, способность вникнуть в даже самые ничтожные проблемы и решить их. Позиция оппозиции, но демократической, европейской понятна и выгодна для "Батькивщины":
- успехи реформ можно записывать себе в актив и это уже происходит — по данным фонда Демократические инициативы 11,3% населения верят, что двигателем реформ являются партии, которые вышли из коалиции (РПЛ, Батькивщина, Самопомич).
- негативные последствия реформ (даже объективные) можно смело списывать на преступную власть, которая доводит народ до нищеты.
- любые идеи конкурентов, которые находят поддержку в обществе можно смело перенимать, говоря, что такое предлагали уже давно.
- народу, естественно, можно обещать золотые горы уже на следующий день после выборов, тем более, что среди тех же бабушек свежа сказка про "юлину тыщу".
Ставка на пассивное большинство очевидна, но Юлия Владимировна — умудрённый опытом десятилетий в политике игрок и она учится на своих ошибках. Игнорирование активного меньшинства стоило ей президентского кресла в 2009 году в результате ставшего относительно массовым явления "против всех". Средний класс, политически активные граждане и сегодня могут ей припомнить старые ошибки, среди которых срыв признания агрессии РФ против Грузии в 2008 году, газовые соглашения и даже позицию в вопросе о рынке земли. В том же 2008 именно кабинет Тимошенко внёс в Раду законопроект 2143, который позволял не просто продавать земли, а признавал в качестве субъектов рынка … иностранные государства.
Для таких граждан раскручивается тема с "Новым курсом Украины". Юлия Тимошенко активно слушает, слышит и перенимает риторику лидеров мнений, пытается заигрывать с аналитическими центрами, визионерами. Налицо реализация лозунга 2010 года "Почую кожного". Это позволяет надеяться на достижение двух целей:
- создать уже под брендом своей политической силы дискуссию о развитии страны, что позволит удовлетворить запрос общества на изменения, дать пассивному большинству картинку "реформатора с человеческим лицом", который и Украину перестроит и доходы увеличит.
- не допустить объединения против себя лидеров мнений. Уж если не получится сделать активное меньшинство своими союзниками, то можно сделать так, чтобы его представители не топили рейтинги Батькивщины своей критикой.
Гражданская позиция Гриценко: "Не так!"
Агитация Гриценко и его партии "Гражданская позиция" пока не вышла на пик интенсивности, что связано с незавершёнными переговорами о финансировании. Тем не менее, пока очевидно, что политик пытается играть на поле тех, кто отвернулся от правящей коалиции, в первую очередь активного меньшинства. Основные тезисы те же, что и звучат в дискуссиях Народного Фронта с БПП, но как оппозиционер, Анатолий Степанович может себе позволить заявить, что он способен реализовать запросы на реформирование страны лучше, быстрее и с меньшими потерями, чем сегодняшняя власть. То есть берёт уже существующую повестку и говорит: "Не так, я зроблю краще". Пока этого хватает для популярности в 8-9%, но без собственной повестки бывшему министру обороны будет сложно. Так уже случалось не раз: ближе к выборам Гриценко просят ответить на вопрос "а что предлагаете вы лично" и, внушающий ужас оппонентам рейтинг начинает стремительно сыпаться.
Партия "За життя" и В. Рабинович: "Країні потрібен Лит… ой, Рабинович!"
Целевая аудитория Вадима Зиновьевича сводится к критике преступной власти, которая доводит людей до нищеты. Программа политической партии на официальном сайте партии поражает своей фундаментальностью — целых 4700 знаков (2 страницы текста) общих фраз и лозунгов. Очевидно, что партия "За життя" пока не собирается выходить на активное меньшинство с более-менее вменяемым видением будущего страны — это не их аудитория. Рабинович акцентирует внимание на части пассивного меньшинства, русскоязычного, живущего в центре, на юге и востоке, которое посчитало себя обделённым в результате смены власти в 2014 году. Такая себе "Партия Регионов" в более лёгкой и молодой, динамичной версии. В остальном риторика совпадает с посылами Батькивщины — больше зарплаты и пенсии, меньше коммуналка, красивее женщины, вкуснее водка. Нельзя исключать, что перед выборами Рабинович вновь вернется в Оппозиционный блок, чтобы не распылять силы на юго-востоке. Во всяком случае, такой сценарий уже появился в СМИ.
Оппозиционный блок: "Вони працюють"
Оппозиционный блок, который традиционно опирается на избирателя Юга и Востока не собирается даже думать о тотальном разгроме конкурентов — большая часть Украины ни при каких обстоятельствах не проголосует за бывших регионалов. Зато в целевых регионах можно и дальше использовать старый тезис о том, что политики в Киеве ругаются, воюют с РФ, а представители Оппоблока, как хозяева крупного бизнеса спасают страну, давая рабочие места и уплачивая налоги. Одним словом, в 2010-м Юлия Тимошенко говорила про себя "Вона працює", сегодня этот лозунг подходит её бывших противникам на тех выборах.
Естественно, что Оппоблок не будет даже пытаться выходить на активное меньшинство, которое задаёт повестку реформирования страны, движения в сторону Европы. Козырь бывших регионалов — социальная справедливость, стабильность и "восстановление отношений с Россией". Учитывая, что социология показывает высокую популярность последнего лозунга на востоке страны, бывшие регионалы "возьмут своё" и будут иметь достаточно сильную фракцию в парламенте. О президентских амбициях их выдвиженца, естественно, речи идти не может.
Радикальная партия Олега Ляшка: "міліція (Ляшко) з народом"
РПЛ не утруждает себя долгими размышлениями о выборе целевой группы — у партии есть базовые регионы и есть свой избиратель — житель небольшого города или села, типичный представитель пассивного меньшинства, но ориентированный на "жить как в Европе". Поэтому в риторике РПЛ заявляет о необходимости жёсткого курса на реформирование страны и, одновременно с этим, улучшения качества жизни граждан. Чем ближе к выборам, тем более жёсткая будет риторика Олега Валерьевича в отношении олигархов — Ляшко прекрасно чувствует ненависть части населения к данному типу сограждан и будет максимально монетизировать это чувство в голоса. Естественно, что рецепт улучшения качества жизни во время реформ — ленинская "экспроприация экпроприаторов". Парадокс таких лозунгов с влиянием Рината Ахметова на партию не должен никого смущать — в парламенте РПЛ голосует как надо.
Поэтому видео Олега Валерьевича с коровами, козами, свиньями будут появляться всё чаще и чаще тем более, что каждой поре года соответствуют свои сезонные сельскохозяйственные работы.
Вместо послесловия
Кампания 2018-19 годов будет яркой, запоминающейся и щедро приправленной популизмом. Результаты пока не ясны, поскольку не все игроки в неё включились, не все спонсоры перечислили деньги и, что самое важное, не все региональные "царьки" определились кого они будут поддерживать по партийным спискам и кому отдадут свободные мажоритарные округа.
Но, учитывая, что большинство политических партий имеет колоссальный отрицательный рейтинг, победит тот, кто сможет добиться если не поддержки, то по крайней мере, нейтральной позиции со стороны активного меньшинства. Это даёт шансы, что нужные тезисы могут использованы в агитации и частично даже реализованы.
Реальность пока такова.
______________
Текст понравился? Отблагодарить автора можно переводом адекватной (на ваш взгляд) суммы на карту ПриватБанка 5168 7422 0332 9507