Опубликованный сегодня текст про пошлины и автопром, к моему удивлению, вызвал не шуточную дискуссию. В основном читателей возмутила фраза про регуляторную роль пошлин. То, что я выступаю за отмену таковых для относительно новых автомобилей пропустили мимо, а вот этот отрывок:
«С одной стороны решением проблемы может стать кардинальное снижение (либо отмена) пошлин на большинство категорий подержанных машин, оставляя при этом заградительные меры по году, объёму двигателя, экологичности. Грубо говоря, автомобиль 6-9 лет с двигателем менее 2 литров будет явно лучше продукции украинского автопрома (за исключением заводов, которые занимаются сборкой современных моделей), но не выходить за ценовые рамки 5-7 тысяч долларов. 15-20-и летнее корыто, какой бы оно марки не было, лучше не пускать в страну вообще.»

В комментариях к тексту о пошлинах, евробляхах и ТО один из читателей заявил, что 5-7 тысяч (забыв фразу «но не выходить за ценовые рамки 5-7) за импортное бу авто возрастом до 10 лет — много и у значительной части украинцев нет таких денег. Поэтому надо позволить гражданам привозить машины, купленные за копейки и возрастом постарше.

Естественно, есть вероятность, что можно купить авто в хорошем состоянии и за тысячу „у дедушки“, но количество дедушек ограничено, а вот битых экземпляров, причём серьёзно — хоть отбавляй.

Поэтому с тезисом о необходимости допуска в страну автомобилей-старичков я не согласен категорически.

Корыта, независимо от страны сборки (если только это не восстановленные, коллекционные модели) на дороги выпускать нельзя. Такие машины сами по себе преставляют опасность для участников движения, пешеходов и просто загрязняя воздух.

Именно для отсечения такого хлама в мире придумали техосмотр. Его суть не в том, чтобы убедиться что авто исправно на 100%, а в том, чтобы убедиться, что оно относительно безопасно для окружающих, Поэтому и смотрят тормоза, свет, выбросы и т.д. В некоторых странах, таких как Польша, Чехия или, частично, Литва, пошли другим путём — страховка на старое авто стоит бешеных денег, и (или) его владелец ежегодно платит внушительный по местным меркам налог. Варианта для таких товарищей два: или официально утилизировать (то есть платить) или утилизировать с прибылью — продавать тем, кто вывезет автомобиль из страны.

В Украине нет ни больших цен на страховки хлама, нет и налога, а ТО, если вы помните, в своё время отменили, в том числе по требованию тех же самых владельцев автохлама. Да и когда оно было, многие „договаривались“. Добились. И что? Смертность на дорогах только выросла. И ладно бы если бы гибли такие „хитрецы“ -- это можно было бы посчитать естественным отбором -- проблема в том, что „хитрецы и умники“ либо прихватывают с собой либо просто отправляют на тот свет других. А сами они, естественно, не виноваты — так просто случилось...

Но вернёмся к тому, почему нельзя завозить старые, очень старые иномарки. Если человек не имеет денег, чтобы купить авто в нормальном состоянии или нормального года, то откуда они у него возьмутся для обслуживания того же импортного авто. Ведь как ни крути, а техобслуживание даже дешёвого гольфа значительно дороже обслуживания ланоса. Ведь даже нормальное масло поменять — денег стоит. Комплект зимней резины (Росава и Белшина не в счёт) на размеры R15 R16 — от 350 баксов. Если у человека на это нет денег — он опасен на дороге. Для меня лично, моей семьи, других людей за рулём и пешеходов.

Поэтому, если человек не может себе позволить мало-мальски исправное авто, то ему за руль садиться не стоит — он будет пытаться договорится, а не платить штраф, он будет ездить без страховки и, в конце концов, у него не будет денег на нормальное техническое обслуживание автомобиля. Я хочу жить, хочу чтобы жили мои близкие и мои друзья. А значит я выступал, выступаю и буду выступать против корыт на дорогах, за рулём которых люди, не способные это корыто обслужить.

А в остальном позиция такова — украинец имеет право на недорогое исправное авто (такие, по опыту и можно купить за 5-7 тысяч за границей), независимо от желания заработать владельцев автозаводов и политических хотелок депутатов.

Ах, да, для ленивых, которым не хочется читать текст по ссылке в первом абзаце, объясню, что я понимаю под словами „хлам“ и „корыто“: „Население страны не может себе позволить дорогих автомобилей, значит необходимо дать им возможность покупки дешёвых но качественных вариантов. При этом нельзя выпускать на дороги откровенный хлам — он может быть просто опасен для других участников движения. Под хламом я понимаю как изготовленную при царе Горохе украинскую машину, так и подержанный автомобиль из Европы, США, который необходимо утилизировать, но не ездить на нём.“

В остальном, пусть немного эмоционально, но эти и другие аргументы изложил в семиминутном видео.


как-то так.