Путин пришел во власть в августе 1999 года, как раз в момент сильнейшего солнечного затмения. Не случайно почти сразу возник мем про «путь России от Распутина до Путина», намекающий на мистический аспект политики Третьего Рима. Как Распутин при дворе последнего императора олицетворял агонию строя, так и появление невзрачного гэбиста Путина в Кремле определило дальнейший иррациональный курс российской государственности. «Духовные скрепы» и возвращение «сакрального Крыма» — логичные шаги путинской политики, фундаментом которой было полное солнечное затмение, кризис системы и экономики, ожидания «конца света-2000» и реминисценции к нострадамусовым центуриям.
Путин – персонаж мистический, манипулирующий древнейшими слоями человеческой психики и коллективного бессознательного, особенно обнажающегося в периоды кризисов и войн. Иррациональная питательная среда его магической власти лишь разрастается на волне очередных санкций, срывающих тонкие покровы цивилизации с неокрепшего сознания большинства населения РФ. Такая власть питается страданиями народа, и удовлетворяет же их соками ненависти и страха, направленными на внешних и внутренних врагов режима.
Если представить, что проводится отбор актеров для фильма-постановки русских народных сказок, то какую бы роль однозначно получил Путин? Конечно же, Кощея Бессмертного. Не только потому, что внешние сходства этих персонажей очевидны. Путин настойчиво реализует архетип Кощея во власти: над златом чахнет, личная жизнь его в тумане, правит уже 15 лет , не имея желания уходить.
Образ Кощея имеет глубинную универсальную основу. У всех первобытных народов существовал особый класс сакральных лиц – шаманов, которых почитали и боялись одновременно. Некоторые шаманы специализировались на связях с нижним миром, другие служили верху, но наиболее сильные колдуны были универсалами, то есть могли путешествовать как на небеса, так и в преисподнюю. После смерти шаманы обычно превращались в почитаемых духов, которые вели активный образ жизни, то есть могли вредить, или (если их задобрить) помогать людям. Если души большинства людей были бессмертны лишь формально, то души шаманов своей посмертной активностью доказывали свою бессмертность. В древней Руси «кощуны» — одно из обозначений чародеев. Отсюда, вероятно, и понятие «кощунство», предполагающее нарушение всяческих запретов, которые создавались чародеями и только ими могли и нарушаться. Власть, как известно, — главный создатель и нарушитель всех запретов. Особенно власть мистическая, которой обладает целующий мальчиков в живот Путин.
Как универсальный, а значит, наиболее сильный шаман, Путин поднимается в небеса – сначала в качестве пилота истребителя, а потом и со стерхами. Он опускается в пучину (нижний мир), ныряя за древними амфорами, или спускаясь в батискафе в аннексированном «сакральном Крыму». Все это символизирует связь Путина с вечностью, или древностью . Полет со стерхами, фото Путина в обнимку с собакой, кормящим олененка, рядом с тигрицей – знаки, указывающие на тесную связь с силами природы, что характерно для шаманов. Символическую связь с животным миром видим и у Кощея, чья смерть спрятана в яйце-утке-зайце. Кстати, ближайший сподвижник Путина, активный проводник агрессии в Донбассе, Шойгу – выходец из Тувы, где до сих пор сильны шаманские традиции. Не будем также забывать, что вообще гэбисты всех времен и народов – отпрыски магической традиции, то есть затОченные под определенные цели высокотехнологические шаманы. Их сила и власть базируются на манипуляциях с сознанием, на пропаганде, разжигании страхов, давлении на болевые точки иррациональных слоев психики.
Сказочный Кощей специализируется на похищении красавиц. Странное, иррациональное поведение российской власти с пленением украинской летчицы Надежды Савченко на фоне этого сюжета выглядит как совершенно закономерный акт, который должен предшествовать финальной сцене нашей волшебной сказки. Образ Савченко требует отдельного рассмотрения. Во-первых, она летчица, а значит связана с небесной стихией, которая традиционно наделяется позитивной символикой. С другой стороны, сказочный огнедышащий Змей тоже принадлежит стихии воздуха. В сказке то ли Кощей может превращаться в змея (летчик истребителя?), то ли Змей ему иногда прислуживает. В нашем случае сама Надежда Савченко могла бы быть змеем (летчица), одновременно являясь красавицей. Последний факт очень важен как для архаической мифологии, так и для современной мифологии масс-медиа. Красавице легче сочувствовать. Савченко как жертва более впечатляюща и символична, чем, например, режиссер Олег Сенцов или другие персонажи. Наконец, само имя Надежда дополняет образ Савченко как особо символичный.
Итак, перед нами геополитический миф сильнейшего накала: змей-Кощей Бессмертный Путин, скрывающийся в северных лесах, в неприступном замке (Кремль), похищает украинскую (противопоставление лесу степи) красавицу небесной природы Надежду Савченко. Сюжет похищения очень пУтан, но в нем задействованы мелкие шестерки путинской власти – донбасские сепаратисты. Сам акт похищения и удержания Савченко является ярчайшим подтверждением российского участия в донбасском конфликте, демонстрируя иррациональность, неадекватной и непредсказуемость политики Кремля, которую можно расшифровать только на основе мифологии.
В этом мифе, разворачивающемся у нас на глазах, пока не хватает главного положительного героя – богатыря, который высвободит красавицу и убьет Кощея. По закону жанра, богатырь должен быть молод, красив и иметь украинские корни. Последние наблюдаются у Навального, отец которого родился в городе Залесье (Весьма символическое название. Именно так в средневековье назывались территории Волго-Окского междуречья, в самом сердце Московии, то есть Кощеевом царстве) Чернобыльского района Киевской области.
Еще одна интересная деталь: родители Навального в настоящее время владеют Кобяковской фабрикой по лозоплетению, где Алексей выступает учредителем. Название деревни Кобяково имеет связь с именем половецкого хана Кобяка, известного по «Слову о полку Игореве». Именно в этом произведении древнерусской литературы впервые встречаем выражение «кощеево седло», в которое якобы сел плененный князь Игорь. Само имя Кобяка созвучно названию древнеславянских колдунов-кобников, которые часто упоминаются наряду с кощунами.
Габаритами Навальный тоже подходит на роль богатыря, но в вопросе возврата Украине Крыма демонстрирует поведение далекое от геройского. Поэтому, возможно, следует запастись терпением и ждать появления новых героев на нашей сказочной сцене.