Данный материал не претендует на анализ, а скорее является небольшой иллюстрацией «для истории». Выборы пройдут, снимут билборды, уйдут в макулатуру листовки и газеты, сядут в свои кресла новые мэры и депутаты, и креативы их предвыборных штабов забудутся. А поскольку прошлого всегда бывает жаль (кому-то «немного», как в песне Крокодила, а кому-то чуть больше), то эта статья, эти фотографии останутся слепком настоящего, которое совсем скоро станет прошлым.
Предвыборные материалы в окружающем пространстве начинают появляться задолго до официального старта предвыборной гонки. В Днепропетровске раньше всех ставить биллборды начал Загид Краснов. Уже в мае плоскости с его физиономией распространились по городу. Тогда же появилась и его небольшая, плохо сверстанная двухцветная газета «Громадська сила».
В середине лета майку лидера по количеству рекламы примерял Борис Филатов — грядущий кандидат в мэры от УКРОПа.
В людных местах Днепропетровска появились палатки, где «фонд Бориса Филатова» предлагал бесплатную воду. Пока без каких-либо рекламных материалов самого персонажа.
Укропский штаб расположился в лучшем районе города, на Карла Маркса, практически напротив городского совета.
Но к концу лета рекламы Филатова в городе поубавилось.
Зато на смену ему из тени вышел другой кандидат в мэры из «обоймы Коломойского» — зам и.о. мэра Крупский, представляющий партию «Відродження».
Количество Крупских разных форм и дизайнов особенно плотно в центре Днепра.
Но можно здесь встретить и более мелких представителей местной политической фауны (или флоры).
Как вот таких, например.
Моя небольшая поездка в соседний Днепродзержинск показала, что «Видродження» потихоньку оккупирует всю область.
Их патерналистским лозунгам могли бы позавидовать регионалы лучших своих времен.
А вот и сами регионалы. Их реклама попадается редко. Да и сама символика «Оппозиционного блока» с нее удалена. Или заклеена? Не понятно. Кстати, в конце августа, проезжая из Днепра в Киев через тот же Днепродзержинск, видел в этом городе несколько биллбордов с физиономией какого-то местного регионала. И все они были аккуратно заляпаны краской. В сентябре этих бордов уже не было.
Изредка на пути следования можно встретить «Свободу».
В Днепродзержинске даже партия власти предлагает конкретику, а не абстрактные вещи, которые «прокатили бы» в Днепропетровске.
Как оказалось, функционирует здесь и «Удар» как самостоятельная сила.
А вообще Днепродзержинск — очень постмодернистский город, которому не хватает своего Пелевина. Он бы сумел красиво воспеть вот такое соседство памятника Дзержинскому и патриотических украинских символов. Ко всему прочему Днепродзержинск еще и родина Яроша.
Центр города оккупирован «Видродженням».
Как раз приехал их передвижной медицинский центр. Очередь желающих провериться растянулась на несколько часов.
Коротая время, можно почитать агитационную газету.
У «Видродження» газета для каждого города своя, хотя с единым дизайном. В Днепре она впервые стала раздаваться в середине августа.
Реклама партии на самом видном месте — на ЦУМе, рядом горсовет, центральный парк отдыха.
Но вернемся в Днепропетровск. В начале сентября местами начала пробиваться реклама кандидата в мэры от «Батькивщины» — Чеберды. О нем могу сказать лишь то, что партия заявила его кандидатом раньше всех — еще в начале июня. Остальные партии предпочли тянуть интригу.
Этот молодой человек со смешной фамилией от партии Порошенко появился в качестве претендента на мэрский трон буквально в конце августа.
Но сразу «завоевал» большинство рекламных плоскостей Днепропетровска, подвинув Филатова и прочих. Если в центре города царит Крупский, то окраины однозначно контролируются биллбордами Курячего. Видать, «настав його час».
А вот Ляшко просто пиарит свою партию. Однотипные его бигморды стоят в разных городах — меняется только второе «за».
Ко дню города в Днепре появились вот такие креативы филатовской команды.
Есть в Днепре и немного «Свободы». Больше всего возле цирка.
Стали в самых неожиданных (но вкусных) местах появляться штабы основных партий.
Загидовская маршрутка с гривневым проездом вышла на маршрут еще в июне. Есть еще маршрутка местной региональши — там проезд 0 гривен. Но каких-то еще предвыборных поползновений от этой вумен я больше не заметил.
Реклама регионалов (они же — «Оппозиционный блок») в Днепре находится в загоне. Эта плоскость висит еще в хорошем месте — на Мост-ситицентре. Заметьте, что символики Оппоблока на борде нет.
И на этом борде она почему-то отсутствует. Хотя стиль узнаваемый — ихний.
Вот еще несколько гигантских рекламных плоскостей Оппоблока на левом берегу. Опять без партийной принадлежности. Надо сказать, что в Днепре нет ни одного стандартного придорожного борда регионалов.
А вот и первые региональские палатки. Они появились где-то 15 сентября. Внутри можно получить некое подобие газеты и календарик.
С трудом мне удалось 15 сентября найти биллборд Загида Краснова. А ведь в начале лета Красновы синели во многих местах в Днепропетровске. Теперь же он пережил небольшой ребрендинг. Бело-синее оформление сменилось зелено-красным. Если раньше Загид стоял «необрезанный», то теперь стал «обрезанный».
А теперь немного печатных креативов предвыборного Днепропетровска. Газета «Видродження» уделяет много внимания медицине. Да и в самой этой партии много медиков. Это как бы хорошо, но не будем забывать, что медицина — самая коррумпированная сфера. Кстати, в горсовете Днепропетровска процентов 20 депутатов — всякие главврачи. Чуть меньше юристов. А львиная доля депутатов — директора разных фирм. Как попадают во власть врачи? Пусть этот вопрос останется за скобками данной статьи.
А это проукроповская газета, главным редактором которой даже был я. Но она как-то быстро сдулась. Что-то пошло не так. Но я тут не при чем: кто платит, тот и перестает платить. А почему перестает, знает только тот, кто платил.
Возможно, причина кроется в этой газете, на которую пошел основной филатовский бюджет печатной рекламы.
А еще в этой. Тоже проукропская бесплатная газета. Не много ли разнообразия укропа для одного города? Взяли бы пример с «Видродження», у которого одна газета для всей области, с вкраплениями местного колорита в каждом из городов.
Вот это можно получить в вилкуловской палатке.
А это можно найти в почтовом ящике.
Ребрендинг загидовской газеты. Она заметно похорошела. Значит Краснов растет.
А теперь вы мысленно, а я физически перенесемся в Павлоград. Оказывается, есть и такая партия.
На центральной площади города опять попалась передвижная медсанчасть «Видродження». Город другой, а контингент рядом тот же.
Вот как-то так выглядит биллборд «Видродження» в Павлограде.
Эта партия здесь и детские праздники организует.
А все потому, что действующий мэр выдвигается от «Видродження».
Даже концерт ко Дню города организован якобы этой партией. Во всяком случае, об этом свидетельствует эта сцена.
Рекламы «Видродження» в Павлограде так много, что она приветливо машет вам из каждого переполненного мусорного контейнера.
А вот партия Порошенко в Павлограде пока страдает раздвоением личности. Вот тут она пиарит Прыгунова.
А здесь — Радионова.
Еще «Солидарность» просит павлоградцев сохранить страну.
Что касается «Батькивщины», то она выступает с более конкретными лозунгами.
А этот персонаж мне неизвестен. Может дедушка просто поздравляет горожан с праздником? Или все-таки метит в мэры?
Этот кандидат в мэры от партии Ляшка тоже может пригрозить конкурентам колюще-режущим предметом. Но не вилами, а скальпелем. Известный в городе хирург.
Еще один сюрприз. В Павлограде УКРОП выдвигает в мэры «титанового Джексона» — героя АТО Евгения Терехова. Но пока, похоже, кроме надутых воздухом шариков кандидат ничего не предлагает. Поэтому палатку облепили дети и подростки.
На этом пока все. Но самое интересное, конечно, впереди.
Далі буде.