Любая война должна закончиться. Но закончиться она, как правило, может тремя способами. Победой одной стороны, победой другой стороны или мирным соглашением. Мирное соглашение тоже может иметь очень много причин для его заключения. Когда первые два варианты или «проблематичны» для достижения, или одной из сторон не хочется «пирровой победы» в ожидании «неприятностей» от третьей стороны, или радикально меняется «состав участников конфликта», или меняется внутреполитическая ситуация у одной из сторон. Возможны различные варианты.
И тут надо признать, что ни Россия, ни Украина не могут явно, быстро закончить эту войну капитуляцией одной из сторон или достигнуть целей войны. У России не хватит войск, чтобы захватить Украину (одних «оккупационных войск», при условии полной оккупации Украины, надо около миллиона человек, а ведь ещё требуется наступать, имея хотя бы трёхкратное преимущество в живой силе, что фактически сейчас Россия «не потянет»). «Дівочі мрії» про парад ВСУ на Красной площади — не меньший бред. Россия — ядерная держава с ОГРОМНОЙ территорией. Её невозможно «победить» военным путём (ну, китайцев не считаем, им не надо «побеждать», им надо «иметь», что они и делают).
Остаётся только ОДИН ВАРИАНТ — мирное соглашение.
Конечно, сразу все «надувают щеки» и говорят о «невозможности» прийти к соглашению. А давайте рассмотрим один из вариантов.
Ситуация очень непростая. На поле боя СЕГОДНЯ она ухудшается для Украины и улучшается для России. Но темпы этих изменений отстают от темпов изменения стратегической ситуации. Украина выстояла и имеет все шансы укреплять свою армию (наличие мобилизационных ресурсов и поступление военной техники), у России мобилизационные ресурсы куда больше, но их «качество» куда ниже, да и «мотивация» совсем иная. Более того, технические возможности российской армии вряд ли усиливаются, как количественно, так, главное, «технологически». Да и санкции медленно, но уверенно сжимают экономическую удавку. С одной стороны, российская армия ещё ОЧЕНЬ сильна, но её потенциал падает. И та же картинка в экономике. Второе даже страшнее, так как может «призвести до руйнівних наслідків» внутри федерации, расшатывая «целостность» «федерации», что куда важнее внешнеполитических целей.
Но что может привести к «согласию сторон»?
Мне не нравится позиция многих политиков в Европе по вопросу войны в Украине. Иногда мне кажется очень слабыми и непрагматичными позиции и некоторых политиков внутри страны. Есть объективная реальность, и есть варианты движения вперёд.
Возьмём Россию. Россия сегодня — это Путин. И нет НИЧЕГО, кроме Путина. Варианта два. Или договариваться, или «ждать» удвоение Володей в мавзолее (можно там изменить надпись на «Володин», ну, чтобы ещё один туда «захотел», «на троих» как-то веселее, а то в КНДР в мавзолее уже двое, а Россия отстаёт). «Ожидание» — это кровь и неясность перспектив. Путин — "...", ну, сами знаете, но, понимая Путина, можно понять его приоритеты, слабости и сильные стороны.
Когда Макрон говорил о том, что не надо «обижать» Россию, то тут два варианта. Или он очень умный и понимает, что для Путина важна не Россия, а его собственное «ЛИЦО» (и физическое тоже). Или он не хочет «обижать Россию». Оттолкнёмся от первого.
Прежде всего, всё это «нагромождение» всякого «исторического бреда» — полёт фантазии одного человека. Жаль, что сейчас недоступен сайт президента РФ, но можно поискать его статью о «едином народе» (она была на сайте). Я не смог её дочитать до конца и даже усомнился, посещал ли Владимир Владимирович уроки истории в школе. Соответственно, «що маємо, то маємо». Другим Путин не будет... Но у него есть ещё одна очень большая слабость — необоснованная напыщенность А-самца. Стоит убедить его, что «что-то крутое» — это его решение (или реализация его решения), как он сразу с этим согласится.
Итак, посмотрим. Что важно для Путина? Первое, он — «великий правитель» «великой России» (ну, он так думает). Это важно. Если он сказал «да», то от этого не отступит (хотя он любит и юлить). Второе — «управляемость» самой Россией. Здесь любая угроза — приоритет. Третье — вера в свои «фантазии» и важность их «реализации» (пускай даже не результат, а сам процесс...). Ограничимся этим.
ВВП понимает, что его сегодня «загоняют в угол». И самое страшное, что не его лично (ну, всякие там слова «убийца», крики на стадионах и прочие, обидны, но не настолько ). Они «загоняют в угол» «дело всей его жизни»! А вот тут он «закусил удила».
Но можно ли «ослабить вожжи»?
Игра очень тонкая, но можно. Я бы даже попробовал разделить эту игру на две части. Первая — вопрос окончания войны и полный вывод российских войск из Донбасса. Вторая — решение Крымского вопроса. Одновременно — ОЧЕНЬ сложно. Практически — НЕРЕАЛЬНО!
Начнём с Донбасса. За что идёт война (с точки зрения ВВПу-а)? За «русский мир» и «безопасность России». Вопросы территориальные интересуют мало. Только как «место обитания» «русских» и «зона безопасности» для России. Не более того. Они слишком много требуют затрат. Как прямых, так общих потерь для России. Есть ли какой-то вариант для того, чтобы получилось, что «и овцы целы, и волки сыты»? Не знаю, но я бы попробовал следующий вариант.
Предложил бы ВВП «разделение гражданства» (поставить перед фактом того, что Украина, в рамках ДЕЙСТВУЮЩЕГО законодательства это может осуществить, см. № 8). И сразу предложить добровольную, ОПЛАЧИВАЕМУЮ Украиной и международными донорами, репатриацию всех желающих «новороссиян» на «историческую родину». Кто-то возмутится словом «оплачиваемая», ведь нам репарации Россия должна! Но тут вопрос иной. Тем «новорусским» на Донбассе, которых мы уже НИКАК не сможем «реинтегрировать», и которые «потеряны» для Украины, просто НЕКУДА ехать на... Россию! И это достаточно «веская» причина оставаться и воевать. Если таким российским «новогражданам» предложить «компенсационное» жильё в любой точке России (на выбор, из согласованных территорий) и «подъёмные» на переезд (и первое время), то многие НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ предпочтут уехать на Россию. Единственная проблема — время осуществеления этих процессов. Но и тут может быть решение. Например, на территории ЛуганДонии года на три вводится мандат ООН. Территория демилитаризуется. Создается четырёхсторонняя комиссия из ООН, Украины, России и органов ЛуганДонии, которая начинает и контролирует процесс разделения гражданства, подачу заявок на репатриацию, обеспечение строительства жилья в России, процес демилитаризации (и разминирования), постепенной передачи экономической «власти» Украине (банковская система, инфраструктура, медицина, образование, спорт и пр.). Возможно участие всех сторон в полицейской миссии ООН (наблюдатели).
В таком варианте, «новороссияне» будут уверены, что «каратели» не порежут их «на ремни», если они прекратят сопротивление. И в это время их думы будут заняты переездом, новым жильём и новой жизнью.
Но самое интересное, что основная масса санкций против России введена именно ЗА ДОНБАСС, а не за Крым! Такое решение ("возвращение" Донбасса Украине, добровольная, ОПЛАЧИВАЕМАЯ репатриация при введении мандата ООН) приведёт к снятию основных санкций.
И что тогда имеет ВВП? Он — СПАСАТЕЛЬ МАЛИБУ! Пардон, — спаситель "русских" в Украине! Всех не просто "спас", а ещё и "нагнул" Украину и заставил весь мир ЗАПЛАТИТЬ за это спасение! Более того, с России снимаются почти все санкции! Он герой! "Разорвал" этот порочный круг "западных заговорщиков"! В России все кидают в воздух чепчики и кричат "Ура!" Занавес...
При соответствующей "накачке" руссоСМИ, вся Россия ему будет аплодировать стоя! Закончил войну! Спас "соотечественников"! Добился за это ещё и компенсаций! Разорвал в клочья санкции! Может даже жёлтые, или даже малиновые штаны носить!
Но и это не всё. Взамен на мирное соглашение, Украина может на 10 лет отказаться от подачи заявки на вступление в НАТО. Это вызовет как "вздох облегчения" в самом НАТО (дай Бог быть ему здоровым ещё 10 лет), так и "полную победу" ВВП над угрозами России (вступление в НАТО Финляндии и Швеции — это пустяк, ведь им ВВП пальчиком не грозил).
И получится, что ВВП "достиг" двух целей — "спас" "сограждан" и отпугнул Украину от НАТО! Для "внутреннего" потребителя в России, это можно ОЧЕНЬ КРАСИВО преподнести!
Ну а нам что? Мы выходим из военного конфликта. Возвращаем свои территории (пускай и после 3 лет мандата ООН). Более того, эти территории ОСВОБОЖДАЮТСЯ от "нереинтегрируемой" "ваты"! Исчезает угроза нового "мировоззренческо-этнического" конфликта на востоке Украины. Те деньги, которые необходимы для "оплачиваемой" репатриации — капля в море того, что тратится и теряется во время войны. Пускай выедет миллион человек. Пускай каждому на жильё и "подъёмные" выйдет по 20-25 тыс. евро. Это "всего-то" 20-25 арбузов, которые даже Европа с радостью заплатит, если при этом снимутся санкции. И нам ещё больше даст (на восстановление), если мы на такое пойдём! А ООН как себе репутацию поднимет! Решили самый крутой военный конфликт в Европе! Да что в Европе?! Мирового масштаба! Масштаба ООН! Более того, НАТО предпочтёт "откупиться" от нас вооружением. Армию можно (в состоянии мира) реорганизовать и многократно усилить, так, что даже попытка "повторить" обернётся для России "разбитым носом".
Я не вижу НИ ОДНОГО момента, который был бы невыгоден для обеих сторон! Ну, руки можно не пожимать — это понятно...
Более того, на месте ВВП я бы "поторговался" за воду в Крым.
Остаётся вопрос Крыма. Почему его придётся вынести за рамки такого (как по мне, вполне возможного) соглашения? Всё описанное выше — в руках Путина. Это ВСЁ он может сделать самостоятельно, как президент и верховный главнокомандующий РФ. Да и рейтинг себе поднять круто (главное — правильное трактование в СМИ для россиянского электората). Вопрос Крыма — это вопрос изменений в Конституции России и "парламентское решение". Это вопрос лежит "вне" официальной компетенции Путина. Да, он может его решить, но это связано с большими напряжениями и кучей спорных мнений. Не все в России поймут. Как ни крути, но надо вначале решить вопрос с войной и миром. Который не может быть решён без репатриации. Иначе — НИКАК.
Но есть и "положительные" моменты. Даже если вернётся Донбасс, то ОДНОВРЕМЕННО и возвращение Крыма Украина "не потянет". Нам надо время! Более того, время надо и для восстановления и модернизации экономики, и, что самое важное, для реорганизации и усиления армии. Но и ещё один моментик. В случае успешной реализации процессов на Донбассе, и мы, и Россия, и ООН получат "отточенный" инструмент добровольной, оплачиваемой репатриации. И это уже (вместе с сильными ВСУ) может быть дополнительным "убедительным аргументом" при последующем решении крымского вопроса. А он сможет "мирно" решиться только после "удвоения населения" мавзолея и начала "трансформации" Российской Федерации. Хотя не исключено, что ещё при правлении Путина можно будет попробовать (если у него "милитаризм" сменится "созиданием" после "победы") снова что-то придумать с мандатом ООН, или, временно, со "свободным Крымом" под протекторатом России (для начала), который можно будет куда легче вернуть, чем "полноценный" (по Конституции РФ) субъект Федерации.
С Крымом надо думать. Но очень много зависит от того, как мы "закончим" эту войну.
Мне кажется, что вышенаписанное вполне осуществимо. Просто надо сцепить зубы и убедить Кремль в том, что они от этого выигрывают больше. И есть ещё "кадровый" вопрос. Слишком много все наши политические лица наговорили всякого, чтобы сейчас предложить такой вариант и начало его обсуждения. Да и обидно Кремлю будет, если это предложение поступит из Киева. Наверное, целесообразно, чтобы с этим предложением выступил президент США. Не "выступил", а "предложил" такой вариант по телефончику. Намекнув, что и почти все санкции снимем, и в НАТУ не пустим, и денег дадим, и жвачку ради мира и дружбы тоже... Ну, тогда ВВП гордо поднимет голову и скажет — "уважают"! А уж как "Лицо сохранится"! "Засияет", ако спело яблочко! Ляпота! И вряд это сможет "преподнести на блюдечке с голубой каёмочкой" кто-то, кроме президента США. Европейские лидеры выглядят здесь "тускло". А президенту США и слова про "убийцу" простят.
Как по мне, вариант "жизнеспособный", да только кто же его попробует реализовать?