Досить часто в медіа є посилання на ООН Комітет по ліквідації расової дискримінації (17 серпня 2006 року) щодо необхідності визнання русинів як національності. Особливо люблять поспекулювати в російських пропагандистських медіа.

Тому давайте розберемося «де? що? і чому?» для зменшення спекуляцій та фейків. В цій статті будуть посилання на сайт ООН і будуть цитати на російській мові, аналогічні також є на інших офіційних мовах ООН: англійській, французькій та іспанській.

Щодо самого питання визнання я відповів в своїй попередній статті Щодо визнання русин як національності

 

Документи:

#1 11 августа 2006 года КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1776-м ЗАСЕДАНИИ КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1776-м ЗАСЕДАНИИ

#2 14 августа 2006 года КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1777-м ЗАСЕДАНИИ КРАТКИЙ ОТЧЕТ О 1777-м ЗАСЕДАНИИ

#3 17 августа 2006 года Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации

#4 27 августа 2007 года Информация, представленная правительством Украины об осуществлении заключительных замечаний Комитета по ликвидации расовой дискриминации

 

Щодо пункту #2 тут вживається наступне:

«К сожалению, в ходе переписи населения была неправильно указана национальная принадлежность ряда респондентов, о чем они заявили впоследствии, или не были учтены некоторые группы, такие, как русины, которые не являются официально признанными национальными меньшинствами. Русины сами провели перепись населения в Закарпатье, в ходе которой выяснилось, что их численность составляет более 60 000 человек. ... Выражались также сомнения по поводу того, применимы ли положения Конвенции к их ситуации, несмотря на утвердительный ответ Омбудсмена.

Але в даному випадку це просто коментар одного із учасників цього процесу. Наприклад з документу #1 можна прочитати коментар представника РФ Алексея Антономова:

«Кроме того, он хотел бы получить более полную информацию об отношении государства-участника к использованию русского языка, зная о том, что в некоторых городах, таких, как Харьков и Одесса, русский язык можно признать региональным языком, поскольку им пользуются большое число лиц, не обязательно принадлежащих к тому же к русскоязычному меньшинству.

Тому вживання #2 можемо пропустити, воно означає, що хтось з учасників отримав інформації щодо русин від медіа або від громадських організацій тощо і підняв таку тему. В даному випадку це звичайна практика обговорень.

 

Набагато цікавішим є документ #3 де вказано наступне:

«Комитет обеспокоен отсутствием официального признания меньшинства русинов, несмотря на его явные этнические особенности.

Комитет рекомендует государству-участнику рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства.»

Щодо самого питання визнання я відповів в своїй попередній статті Щодо визнання русин як національності.

Відповідь представника України на рекомендацію знаходиться в документі #4, цитую повністю:

«114. Согласно статье 11 Конституции Украины государство оказывает содействие консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.

115. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 92 Конституции, исключительно законами Украины определяются права коренных народов и национальных меньшинств. Согласно статье 11 Закона Украины » О национальных меньшинствах в Украине “ , граждане Украины имеют право свободно избирать и восстанавливать национальность. То есть установление этнической принадлежности человека является личным делом гражданина Украины. В соответствии с нормами международного права, а также законодательства Украины каждому лицу предоставлено право на национальную самоидентификацию. В Украине не существует нормативно-правового акта, который содержал бы официальный перечень национальностей, признанных в Украине.

116. Статья 3 Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств гарантирует любому лицу , принадлежаще му к национальному меньшинству, право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться таковым, и этот выбор или осуществление прав, которые связаны с этим выбором, не должны ущемлять данное лицо . Это не включает право индивида произвольно выбирать свою принадлежность к национальному меньшинству. Субъективный выбор индивида неразрывно связан с объективными критериями, которые касаются идентичности этого лица. Это означает, что нации рождаются в результате продолжительного исторического процесса — создания нации, а не по решению органов государственной власти или местного самоуправления.

117. Украинское государство никогда не возражало против существования в Закарпатье этнической общности, называющей себя » русын “. Более того, в понимании этногенеза и самосознания большинства украинского общества понятие » русыны " и " украинцы " традиционно воспринимаются как синонимы. Среди отечественных специалистов в области истории, этнологии и лингвистики доминирует позиция, согласно которой автохтонное восточнославянское население — русыны является субэтносом украинской нации. Это — украинцы по национальности, которые являются этнографической группой, проживающей на западных территориях Украины, в основном на территории Закарпатья, и имеют определенные отличия в культуре, традициях и обычаях.

118. Как свидетельствуют научные высказывания Института политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса Национальной академии наук Украины, по всем этнографическим и лингвистическим признакам русыны являются органической составной украинской нации, то есть ее субэтносом.

119. В соответствии с действующим законодательством в Закарпатской области функционирует пять национально-культурных товариществ русынской культуры, которые проводят культурно-просветительские мероприятия, направленные на сохранение и развитие традиций, обычаев и этнографических особенностей русынов-украинцев.

120. Процесс формирования нового государства, нового общества прежде всего должен опираться на идею единения, которая бы консолидировала общество, стала бы фундаментом его стабилизации, и очевидно, что в полиэтническом государстве, каковым является Украина, эта идея должна восприниматься всеми ее гражданами, независимо от их этнических особенностей.

121. Консолидация — это основный фактор стабильности любой нации и институтов, которые создаются для обеспечения ее жизнедеятельности.

122. Национальное законодательство Украины и международные правовые акты не предусматривают процедуры принятия решения относительно признания национальности или принадлежности или не принадлежности к какому бы то ни было национальному меньшинству отдельных категорий лиц."

Ще раз нагадаю, що щодо самого питання визнання я відповів в своїй попередній статті Щодо визнання русин як національності. Можливо в подальшому напишу про окремі спекуляції щодо цих рекомендацій Комітету.

 

P.S. Нумерація статтей вжита взагальному і не означає наявності спростування фейків у статті чи їх кількості, а є виключно для нумерації статтей із певною тематикою і відповідно може містити часом тільки перелік фактів, на які потім можна зручно посилатися в інших статтях.

P.S. P.S. Для уникнення певних спекуляцій було вказано, що в участі комітету брав представник РФ в ООН Алексей Антономов. На жаль, мені не відома вся специфіка роботи Комітету і як саме включаються певні пункти в рекомендації, хто озвучив питання і так далі, тому стверджувати, що це зробив Алексей Антономов із офіційних документів комітету не можу. Але єдине, що можу сказати, це те, що у будь-якому випадку Комітет таке питання у якомусь вигляді повинен би був колись розглянути. Також зауважу, що рекомендація це не зобов'язання як це часто подають російські пропагандистські медіа.

Update 15.01.2023 (сама стаття написана 12.02.2021)

Згідно англомовної версії документу #2 зі слів "Zakarpatye region" можна зробити висновок, що спочатку питання було написано на російській, а потім перекладено на інші мови. Імперські замажки російських окупантів ще тоді проявлялись.