Вчера на границе Кыргызстана и Таджикистана разгорелся очередной виток конфронтации, который буквально один в один напомнил события апреля 2021 года. Именно тогда между этими республиками постсоветского пространства, равно как и рядом других, нерешённый территориальный вопрос привёл к тому, что одна сторона, а именно Таджикистан, заручившись «гарантиями» Москвы, позволил себе агрессивно по отношению к соседнему государству.
В свою очередь, каждый раз, когда возникает в той или иной точке мира конфликт, те или иные эксперты, аналитики и прочих лица заслуживающие доверия, принимаются сравнивать армии противоборствующих сторон. И, с одной стороны, это, конечно же, очень увлекательное занятие, а с другой — количественное сравнение ровным счётом ничего не значит, при учёте ряда сопутствующих, узкопрофессиональных условий.
Например, в 2014 году Россия ввела на территорию Украины ограниченный сухопутный контингент своих войск, который даже в ограниченной составляющей имел значительный перевес в потенциале с вооруженными силами Украины того времени. Тем не менее, России не удалось тогда реализовать свой план «Новороссия» охватывающий оккупацию территорий от Харькова до Одессы, ограничившись лишь полуостровом Крым и менее 50% территории Луганской и Донецкой областей.
В 2020 году армия Азербайджана, уступающая объединённым силам Армении и непризнанной НКР, имела тотальное превосходство над количественным составом этих сил благодаря применению высокотехнологического вооружения и уникальной стратегии, замешанной на фундаменте основательной подготовки представителей подразделений специального назначения, что суммарно нивелировало возможности противостоящей стороны.
И сегодня, внимательно наблюдая за событиями на границе Кыргызстана и Таджикистана, ровно как год назад, я понимаю, что это равно как не первый, так и не последний эпизод подобного рода конфронтации. И минимизировать частоту таких эпизодов возможно лишь в том случае, когда одна из сторон не будет видеть перспектив успеха своих провокаций. А это возможно осуществить при наличии очевидного превосходства над противостоящей стороной.
В первую очередь, я бы хотел отметить, что ударный потенциал вооруженных сил Кыргызстана всё же намного выше, чем Таджикистана, тем не менее, у этой республики довольно скромный технологический потенциал сил и средств согласно современным требованиям ведения войны.
В частности, практически вся техника республики это базовые Т-72, БТР-70/80, БРДМ-2, БМП-1/БМП-2. При этом, довольно незначительная составляющая как самоходной ствольной, так и реактивной артиллерии.
Развитие армии Кыргызстана тормозит в немалой степени бюджет армии, который не так высок, как следует, чтобы позволить этой стране приобретать современное высокотехнологическое оружие в достаточном количестве. Грубо говоря, речь идёт о среднем показателе в пределах $250 млн в год.
Сумма, мягко говоря, небольшая, но, тем не менее позволяющая если не закупать новую технику в большом количестве, то хотя бы её модернизировать. И именно в вопросах модернизации имеющейся военной техники, как ни странно, Кыргызстану вполне б могла помочь Украина.
В частности, речь может идти об улучшении танкового парка Кыргызстана в виде Т-72 до украиснкой модификации «АМТ», БРДМ-2 до уровня БРМ «Мангуст», кыргызские БТР-70 и БТР-80 могли бы быть модернизированы по аналогу БТР-3 (получить новый боевой модуль, управление, силовую установку и т.д.), БМП-1/БМП-2 усовершенствовать по линии БМП-1У «Шквал» и её вариации.
Кроме того Бишкек мог бы заинтересоваться усилением потенциала своей реактивной артиллерии, за счёт приобретения новых 122-мм боевых единиц. В строю вооружённых сил Кыргызстана на сегодняшний день чуть более дюжины БМ-21 «Град» и всего несколько БМ-27 «Ураган». И нехватку этого типа вооружений Украина могла бы помочь Кыргызстану восполнить.
Украинская 122-мм РСЗО «Верба» на шасси КрАЗ-6322-10, а так же облегченная версия 122-м РСЗО БМ-21УМ «Берест» на базе шасси КрАЗ-5401НЕ могут рассматриваться как варианты укрепления обороноспособности республики.
На мой взгляд, одновременный процесс модернизации имеющейся техники и закупка новой, необходимой для создания однозначного противовеса, позволят Кыргызстану в ближайшие несколько лет значительно повысить не только свой милитарный потенциал, но и неоспоримость в решении любых территориальных вопросов.
К сожалению, только потенциальная угроза заставляет задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы её целиком и полностью нивелировать в будущем. Но важно понимать, что чем раньше начать заниматься этим вопросом, тем быстрее эти угрозы будут сведены к минимуму. В противном случае, они лишь как снежный ком будут возрастать.
Источник: Информационное сопротивление