Эта история реальна и случилась совсем недавно. В Словакии.
Весной 2015 года британская компания Jaguar Land Rover приняла решение о строительстве первого завода вне Британии — в Восточной Европе. Выбирали между Польшей, Чехией и Венгрией. Словакию даже не рассматривали. Фаворитом в мае 2015 стала Польша с площадкой во Вроцлаве. И даже официальные польские лица поспешили сообщить журналистам, что руководство JLR практически приняло польское предложение.
Но об этом узнают в Словакии. И они делают красивейший демпинг на государственном уровне — уже в июле Словакия принимает новое и оптимальное для производителей инвестиционное законодательство и определяет специальную территорию для инвестиционного парка рядом с г. Нитра, что позволяет предложить дополнительные преференции для JLR. Заключаются они в налоговых льготах автопроизводителям и их поставщикам, а также в выделенных для них бесплатно 1810 акрах земли.
А уже в конце июля премьер-министр Словакии Роберт Фицо решил лично продемонстрировать инвесторам насколько серьезно правительство оценивает этот документ. Когда все-таки удалось вытащить руководство JLR на переговоры в Братиславу, он подъехал в отель, где остановились британцы, предложил их команде провести совместное утреннее совещание и на прощание оставил им свой личный мобильный номер со словами: «Если возникнет малейшая задержка или волокита, то им достаточно будет просто его набрать.» И этот аргумент оказался «последней каплей» при принятии решения.
Польша после этого еще пыталась бороться, но безуспешно. В августе 2015 JLR официально объявил, что начинают строительство в Словакии с ожидаемыми инвестициями в 2 млрд.$ и с возможностью сборки 300 тысяч машин ежегодно. При этом замечу, что за последние годы Словакия стала №1 в мире по сборке авто на душу населения — 179 штук на тысячу жителей. С нуля!!! До распада Чехословакии машины там не производились и тех крайне важных производственных традиций, которые были, я уже не говорю в Германии, а в Украине, там не было вообще! Зато сегодня они лидер, и интересны инвесторам даже при средней зарплате более чем в 10 раз выше чем в Украине (1700 евро брутто в сфере автопрома!)! Сегодня годовой выпуск в Словакии приближается к миллиону авто, а у нас, при имеющихся трех заводах, которые могут выдать за год 500 тысяч единиц , производство составило в 2015 всего 8200 авто.
Зато в Украине советником министра финансов Натальи Яресько назначен в начале 2015 года один из отцов словацкой экономической реформы Иван Миклош, бывший министр финансов и вице-премьер Словакии. И когда до руководства страны пытались достучаться отечественные производители, чтобы попробовать с помощью государственной поддержки выйти с предложением на британских инвесторов из JLR, Миклош сделал все от него зависящее, чтобы этого не случилось. А если не брать его «помощь» автопрому , то кроме того, что Миклош был ярый противник альтернативного кабминовскому либерального налогового кодекса (закон 3357), который давал возможность Украине по валовой налоговой нагрузке стать одной из самых заманчивых стран для инвесторов, а так-же был против каких либо существенных преференций реальным инвесторам в нашу экономику, я о его «добрых» советах ничего не слышал. Слышал только о его немаленькой зарплате из украинской казны и о том, что он планируется в новое правительство Яресько уже целым министром финансов.
Очень мудрое кадровое решение будет. Для Словакии, конечно. Конкуренция знаете ли, а Боливар, как известно, не выдержит двоих. Тем более, что на днях Mercedes-Benz публично объявил о своих планах по постройке нового завода в Восточной Европе вместо России. Так что, вперед, Словакия... А мы пока поклянчим у МВФ кредиты.