Старцев нет — только маразм старческий остался. Это относится не только к православным, а вообще ко всем «учителям духовности». Всех полов, возрастов, конфессий и вероисповеданий. Объединим их одним общим названием «гуру». Кому нравится может называть их старцами, учителями жизни, психологами, учащих через интроверсию и практики вставать на путь Истины.
Название не важно. Важна суть. Просто «гуру» короче. А дальше предлагаю вашему вниманию 10 признаков по которым этого гуру определить можно. А дальше уж каждый должен решать сам — принимать ли свободу, дарованную нам Богом, или хлебать щи египетские с закваской фарисейской, приправленные суфийскими притчами с ароматом дао дэ дзына, помётом козы Хейдрун, когтей Кетсаткоаля, влитые в упаковку интраспективных онтологических детерминант.
Итак. Признаки гуру. Великого Всезнающего и Прекрасного.
1. Он точно знает как жить и что нужно делать.
Он приобрёл это знание многолетним опытом (молитвы, обучения, общения с людьми, боли и разочарований и т.п.) (ненужное зачеркнуть).
2. Таинственность и загадочность.
Чем непонятней, таинственней, загадочней образ гуру — тем он круче. Это относится ко всему — начиная от погоняла необычного имени ( например — Мария Деви Христос, монах Иерофант), до моментов личной жизни — этого простым смертным знать нельзя — дабы не обхаяли «святыньку». Даже если что-то из «биографии» и выносится на люди, то лишь некие кусочки, для того, чтобы подчеркнуть загадочность формирования образа.
Правда гуру все эти как правило не отличаются особо изысканным вкусом и часто их «самоназвания» отдают пошлятиной — «слепенькая», «кристалл», «гарафина».
3. Чёткое разделение людей на «учеников» и «не-учеников»
Для каждого гуру очень важно выделить эти два круга общения, поделить людей на «внешних» и «внутренних», на «осознающих» и «не осознающих». И вполне естественно, что учение не для всех доступно, не каждый может его вместить, не у каждого сознание настолько «расширено», чтобы достичь «осознания». «Внешние» противятся истине они — враги, иногда просто «бесы». Злые, поливающие грязью настоящего и бескорыстнейшего учителя, который и им то хочет искренне помочь.
4. Ущербность.
Проявляться она может по-разному, но всегда. Про отсутствие вкуса я уже упоминал, хотя чаще всего эта ущербность не переваривает даже малейшего намёка на собственные недостатки и противоречия. Малейшее указание на это моментально карается анафемой, а в виртуальном общении баном.
Это ущербность непомерной гордыни, спеси, что рождает комплексы. Никто не имеет права называть гуру ущербным. Никто не вправе говорить о его несостоятельности. И самое главное — «осознающие», т.е. адепты, обязательно должны осудить всех, кто хоть как то смеет неуважительно отзываться про гуру. Даже невинные шутки по отношению к нему неуместны.
5. Умелые манипуляции словами.
Современные гуру сплошь и рядом используют НЛП для достижения своих целей. И говорят много. Очень много. Не всегда понятно. При этом формальная логика часто безупречна. И любые попытки противоречить разбиваются о многоглаголание. При этом говориться в первую очередь о «рассуждении», «различении», углублении в «суть вещей», хотя на самом деле это всегда просто попытки напустить тумана и замутить воду.
6. Цитирование различной мудрости.
Цитируется всё. От анекдотов, классики литературы и всяких аюрвед до Библии. (Спектр цитирования конечно же зависит от образованности и начитанности гуру). Особенно любимы всякие неоднозначные притчи. Часто подчёркивается связь учения гуру с «мудростью древних» — и не суть важно кто эти «древние» — св. отцы, суфии, Гермес Трисмегист или бабки-колдуньи. Для гуру важно показать, что, приходя к нему, вы не просто к нему приходите, а, становитесь на древний путь, где сумеете обрести истину и познаете глубочайшие тайны.
7. Обязательно наличие «практик».
Это могут быть различные «духовные» или физические упражнения, погружение в «инсайты» и т.п..
Чаще всего это физические упражнения, помогающие обрести внутренний покой и ведущие через интроспекцию к самосовершенствованию. При этом делается упор на необходимость поступательного развития и прохождения различных уровней для достижения поставленных целей.
8. Умелое использование бабской дурости и прочей экзальтации.
Гуру часто привлекают людей с не очень стабильной психикой, ибо гуру — это ведь единственный остров стабильности среди бурного житейского моря. И когда вдруг кто-то теряет опору под ногами великий учитель тут как тут. Он обязательно найдёт нужные таинственные практики или молитвы чтобы экзальтированную особу привести в чувство и она, обретя покой, будет век ему верна...
9. «Альтруизм»
Ведь всё, что он делает — это чтобы помочь людям. Никакой личной выгоды его наставления, поучения, пророчества не подразумевают. Лишь бы ближним хорошо было! И если даже он берёт деньги, или ещё чего там, — то лишь потому, что не может отказать невероятно благодарным адептам. Вот только молчит гуру, что если своей «мудрости» он народу не отвалит, то его самого «покровители» так отмочат этой «мудростью», что аж совсем по самое не могу.
Просто если мелкий бес не будет поставлять кушанья к столу бесов покрупнее, то его самого на ужин подадут.
10. «Универсальность» учения.
Все гуры, особенно не христианские, говорят, что духовность — это очень важно и совершенно безразлично каков будет твой путь к Богу — через Христа, буддизм или древо Иггдрасиль. Истина универсальна и великий учитель просто помогает постичь каждому свой путь. Христианам — ко Христу, буддистам в нирвану, язычникам в Вальхаллу. Вот только гуры почему-то забывают о том, что духовность она биполярна. И полюс духовности ой как важен. А ещё не нужно забывать, что на небо и в ад ведёт одна и та же дорога, да только векторы движения различны.
И, пожалуй, самое главное, плоды этих учений всегда очень и очень горькие. Разочарование наступает, депрессия, апатия, раздражение, злость, кстати часто очень человек материться начинает, потерянность... Так или иначе человек, нашедший для себя идола, получает все эти «подарочки». Без вариантов.
Так что каждый для себя должен выбирать сам — либо путь свободы, дарованной нам Богом, либо за кем-то, кто эту свободу незаметно, но настойчиво крадёт, и ведёт в бездну погибели. А свободу красть не позволено никому. Она, как и любовь, категория Божественная.