В одной из своих старых статей я писал о предвыборной программе Трампа Agenda 47, одним из пунктов которой была подготовка к противостоянию с deep state, что у нас переводят как глубинное государство. Теперь этот пункт перерос в целую программу под названием "Project 2025". Она разрабатывается под эгидой The Heritage Foundation — самого влиятельного консервативного аналитического центра США. Чтобы читатели понимали уровень влияния этой организации достаточно сказать, что фонд играл ведущую роль в консервативном движении в 1980-х годах во время президентства Рональда Рейгана, чья государственная политика полагалась на их исследования. Должен подчеркнуть, что Трамп заявил о поддержке этого проекта, но неизвестно какая часть из предложенных мер станет для него программой действий.  Как заявили его представители, решение всегда остается за президентом. Тем не менее, можно прогнозировать, что он попытается реализовать на практике значительную часть положений, если станет президентом. Причем шансы на его избрание опять выросли после прошедших в четверг дебатов, которые многие обозреватели считают провальными для Байдена (хотя как по мне, они оба друг друга стоят, это скорей провал американской политики в целом). 

Основные положения проекта

Новая программа базируется на 4 «столпах»:

По сути «Проект 2025» представляет собой попытку создания нового правительственного аппарата, который вербуется из тысяч сторонников Трампа и будет находиться в ожидании возвращения бывшего президента в Белый Дом. Чтобы вы могли оценить масштаб развертываемой подготовки нужно указать ориентировочное число федеральных чиновников, которые   будут уволены и заменены на новые кадры, лояльные Трампу – 50 тысяч человек! «Нам нужно наводнить эту зону консерваторами», — говорит Пол Дэнс, директор Проекта и бывший чиновник администрации Трампа.

Столкнувшись с многочисленным саботажем со стороны государственных чиновников разного уровня во время первого срока президенства Трампа, консерваторы теперь собираются пойти другим путем: они  хотят выпотрошить «административное государство» изнутри, вытесняя федеральных служащих, которые, по их мнению, стоят на пути президентской повестки дня, и заменяя их чиновниками-единомышленниками, стремящимися реализовать подход новой исполнительной власти к управлению. «Первый день президента станет разрушительным ударом для административного государства», — сказал Расс Воут, бывший чиновник администрации Трампа, участвовавший в этой работе, а сейчас являющийся президентом консервативного Центра обновления Америки.

Большая часть этой программы будет реализована путем восстановления так называемого "Schedule F" — исполнительного указа эпохи Трампа, который переклассифицирует десятки тысяч из 2 миллионов федеральных служащих как, по сути, добровольных работников, которых намного легче уволить с государственной службы. В настоящее время только 4000 федеральных служащих считаются политическими назначенцами, которые обычно меняются с каждой администрацией. Но Schedule F может поставить под угрозу многие тысячи профессиональных рабочих мест.

«Капитальный ремонт» государства

900-страничная программа действий, под названием "Mandate for Leadership 2025: The Conservative Promise" ("Мандат на лидерство 2025: обещание консерваторов") предусматривает коренное реформирование системы государственного управления, затрагивающего практически все сферы, находящиеся в компетенции федерального правительства, от министерства юстиции и обороны до федеральной торговой комиссии по антимонопольному законодательству и департаментов школьного образования в американских городах. 

"Мандат" провозглашает возвращения к консервативными истокам, которые определят будущее Америки:

Все это невозможно без "капитального ремонта" нынешнего американского государства.  Каким же образом будет осуществляться такой "ремонт"?

Прежде всего большие изменения ожидают сферу публичного школьного образования. Консерваторы признают, что практически все школьное и университетское образования в США находится в руках левых прогрессистов с их "критической расовой теорией", "гендерной идеологией", "инклюзивностью" и т.д. Любое декларирование превосходства или неполноценности определенных рас, полов и религий, как и другие элементы "woke" культуры, будут рассматриваться как нарушение Конституции и закона о гражданских правах. Все это должно быть исключено из федеральных правил, постановлений агентств, контрактов, существующих законодательных актов, в том числе и из учебных программ в каждой государственной школе страны. Отныне должен действовать принцип – школы служат родителям, а не наоборот. Родительские влияние на образование своих детей должны стать необсуждаемым правилом и любой штат, город, район, школьный совет, дирекция, учителя и их профсоюз, которые нарушат это правило будут немедленно лишаться государственного финансирования. Будет существенно ограничено влияние всевозможных мобильных приложений на подростков. Консерваторы приравнивают многие из них, такие как TikTok, Instagram, Facebook, Twitter к наркотикам, создающим у детей серьезную зависимость. Большее внимания на федеральном уровне будет уделяться роли семьи вплоть до изменений в налоговом законодательстве для поощрения традиционных браков (на текущий момент в США 40% всех детей растут в неполных семьях, среди чернокожих детей эта цифра существенно больше – 70%). Должна также быть увеличена федеральная поддержка программам по предотвращению абортов и по усыновлению детей.

Снижение влияния "административного государства" (термин относится к работе по выработке государственной политики, проводимой бюрократией всех департаментов и агентств федерального правительства) будет осуществляться через возврат к конституционным "истокам". "Отцы-основатели" разработали доктрину "разделения власти" на законодательную, исполнительную и судебную. При этом законодательная власть в лице Конгресса является самой мощной, но на нее же возложена и самая большая ответственность перед народом. Но за последние десятилетия члены Конгресса открыли для себя, что если они передадут свою власть исполнительной ветви, то они снимают с себя и ответственность за ее действия. В результате теперь в Вашингтоне политика в большинстве своем устанавливается не Конгрессом, а бюрократическим Административным Государством. Конгресс намерено принимает расплывчатые и запутанные законы, которые делегируют принятие решений различным федеральном агентствам. В результате федеральное правительство растет с каждым годом, а его ответственность перед народом уменьшается. Правящие элиты избавляются от ограничений и ответственности, централизируют власть, отбирая ее у американского народа и передавая профессиональным не избираемым бюрократам.  Этому нужно положить конец. Консервативный президент должен обуздать бюрократию, подтолкнуть Конгресс к возвращению к конституционной ответственности, восстановить власть американского народа над Вашингтоном, заставить административное государство подчиниться. Для этого необходимо уволить "не увольняемых" федеральных бюрократов; закрыть коррумпированные и расточительные бюро и офисы; заставить замолчать прогрессистскую пропаганду на всех уровнях правительства; восстановить конституционную власть американского народа над административным государством.  Что касается "политических" назначенцев на федеральные должности, которые требуют утверждения со стороны Конгресса, то, чтобы избежать затягивания этого процесса, как это уже случилось в первую каденцию Трампа, предлагается назначать этих лиц в ранге исполняющих обязанности.

Для защиты суверенитета страны необходимо вспомнить, что США принадлежат к "Мы, народ Соединенных Штатов". Вся государственная власть возникает с согласия народа, а успех нации зависит от характера народа. Корпоративная и политическая элита Америки не верит в принципы самоуправления, верховенства закона и упорядоченной свободы. Они не доверяют американскому народу и презирают положения Конституции, которые ограничивают их амбиции. Они верят в порядок, в котором "просвещенная", высокообразованная управленческая элита руководит делами, а не скромные, патриотические рабочие семьи. Управляющие американскими корпорациями заботятся больше о своих иностранных инвесторах и организациях, чем о своих американских рабочих и клиентах. Сегодня почти у каждого президента университета США или у менеджера хедж-фонда на Уолл-стрит больше общего с социалистом-главой европейского государства, чем с родителями на школьном футбольном матче где-нибудь в Техасе. Прогрессисты всячески поддерживают наднациональные организации наподобие ООН и ЕС, они хотят, чтобы Америка подписывала разнообразные международные договора, которые продвигают политику, что никогда бы не была поддержана Конгрессом. Открытые границы, климатический экстремизм, экономическая глобализация, влияние больших технологический компаний, игнорирование угрозы со стороны Китая – вот только несколько примеров левой прогрессисткой повестки, с которой необходимо бороться консерваторам. Поэтому все международные организации и договоры, которые нарушают Конституцию США, правление закона и суверенитет, должны быть отменены, нелегальная иммиграция остановлена, границы закрыты, экономическое сотрудничество с Китаем прекращено, индустриальная и производственная база страны восстановлена.

Национальная безопасность

Китай назван главным врагом США. Он, несомненно, является самым мощным государством в мире после Штатов. Китай доминирует в Азии и если ему удастся достичь своих амбициозных целей, то это может драматически подорвать коренные американские интересы, включая ограничение   доступа США к главному мировому рынку. Самую серьезную непосредственную опасность представляют вооруженные силы Пекина, угрожающие Тайваню и другим союзникам США вдоль линии островов в западной части Тихого океана.  США и их союзники также сталкиваются с реальными угрозами со стороны России, Ирана, Северной Кореи.

Все это требует значительных изменений в сфере обороны:

Во внутренней политике необходимо:

Вся международная политика Штатов должна быть реформирована по каждому региону для обеспечения приоритета интересов американских граждан. Позиция правительства США по отношению к друзьям и противникам должна быть переориентирована, что будет включать в себя гораздо более честные оценки того, кто является другом, а кто нет.

Что касается Китая, то его нужно воспринимать скорее как угрозу, чем конкурента. КНР, управляемая Китайской коммунистической партией – это тираническая страна с населением более 1 миллиарда человек, которая обладает видением, ресурсами, и терпением для достижения своих целей, которые направлены на подрыв конкурентоспособности, безопасности и процветания США. Соединенные Штаты должны иметь стратегический ответ на эти угрозы. Такая позиция потребует реального, устойчивого, почти беспрецедентного роста США; более сильных партнерских отношений с союзниками; синхронизированной политики в области экономики и безопасности; американской энергетической независимости. При этом природа китайской власти сегодня — это продукт истории, идеологии, и институтов, управлявших Китаем на протяжении пяти тысячелетий. Вызов КНР коренится в стратегической культуре Китая, а не только в марксизме-ленинизме. Это значит, что агрессивное поведение КНР можно обуздать только с помощью внешнего давления.

По отношению к России существует 2 принципиально разных подхода в консервативной среде. Одна из школ консервативной мысли считает, что Россия представляет собой серьезный вызов интересам США, а также миру, стабильности и порядку безопасности в Европе. Эта точка зрения доказывает необходимость дальнейшего участия США в российско-украинском конфликте, включая военную и экономическую помощь, а также присутствие войск НАТО и США в случае необходимости. Конечной целью конфликта должно быть поражение Президента России Владимира Путина и возвращение к границам, существовавшим до вторжения. Другая группа консерваторов отрицает поддержку Украины со стороны США. Они сомневаются, что она вообще отвечает интересам национальной безопасности Америки. Украина не является членом НАТО и является одной из самых коррумпированных стран в регионе. Европейские страны, непосредственно затронутые конфликтом, должны оказать помощь в обороне Украины, но США не должны продолжать свое участие. Приверженцы этой точки зрения желают скорейшего прекращения конфликта путем переговоров между Украиной и Россией. Напряженность между этими конкурирующими позициями породила третий подход. Эта точка зрения избегает как изоляционизма, так и интервенционизм. Скорее, каждое внешнеполитическое решение должно сначала задаваться вопросом: что отвечает интересам американского народа? Военное взаимодействие должно явно соответствовать интересам США; быть финансово ответственным; защищать американскую свободу и суверенитет, признавая при этом, что именно коммунистический Китай является величайшей угрозой интересам США.

Отношения США с Европой исторически строятся на тесном сотрудничестве. Консервативная администрация должна продолжать эту политику, но с учетом новых условий. Во-первых, регион состоит из относительно богатых и технологически развитых стран, которые могут нести справедливую долю расходов в глобальной архитектуре безопасности. Не следует ожидать, что США обеспечат оборонительный зонтик для стран, не желающих вносить такой вклад. Новая администрация будет изучать выполнение странами НАТО решения о направлении 2% ВВП на оборонные нужды, а также будет настаивать на увеличении таких расходов. Во-вторых, трансатлантическая торговля составляет значительную часть мировой экономики и в национальных интересах США усилить ее, особенно для того, чтобы преодолеть зависимость Европы от Китая. Консервативная администрации должна провести всеобъемлющий обзор торговой политики между США и Европой, чтобы гарантировать справедливое обращение с американскими предприятиями.  В-третьих, после Брексита дипломатия США должна более внимательно следить за событиями внутри ЕС, а также развивать отношения с новыми союзниками на восточном фланге ЕС, которые наиболее уязвимы для российской агрессии.

В отношениях к международным организациям Соединенные Штаты должны рассматривать их как средства для продвижения американских интересов, в противном случае необходимо предпринять шаги, чтобы выйти из таких организации и соглашений. Консервативная администрация должна проанализировать затраты на финансовую поддержку различных международных институтов и программ и рассмотреть возможность выхода из них, если они больше не имеют никакой ценности, по-тихому подрывают интересы и цели США, или непропорционально полагаются на финансовые вклады США, чтобы просто выжить.

 

Мой телеграм-канал: https://t.me/sergius_ak

 

P.S. Добавлю свои "пять копеек" к данному обзору, который представляет собой очень сжатую "выжимку" из большого документа.

США ждут огромные потрясения в случае весьма вероятного избрания Трампа президентом и реализации основных положений "Проекта 2025". Одна попытка увольнения 50 тыс. бюрократов и замена их на сторонников Трампа вызовет такой кризис в госуправлении, что мало не покажется никому. Мы в Украине уже имеем такой плачевный опыт со "слугами", теперь на эти грабли планирует наступить будущая администрация Трампа. Изменения в системе государственного образования, которая практически полностью находится под влиянием левых прогрессистов вызовут огромный вой в "демократических" СМИ, занимающих подавляющую долю национального медиапространства. Добавлю к этому существенные изменения в иммиграционной политике.   Все это приведет к тому, что новая администрация будет сосредоточена на решении внутренних проблем и ей явно будет не до Украины. Тем более, что в "проекте" четко указано, что только Китай является главным "жупелом" для США и вся международная политика Штатов будет исходить из этого.

Готова ли Украина к такому развитию событий? Глядя на уровень компетентности нашей власти, я глубоко в этом сомневаюсь.

 

P.P.S. При всем моем негативном отношении к некоторым положениям "проекта" должен сказать что сама идея его разработки вызывает огромную зависть. Было бы очень здорово иметь подобную программу "капитального ремонта" Украины.