Как местные выборы грозят стать «моментом истины» для СН и Зеленского.
Приближаются местные выборы, которые станут для Зеленского и СН «моментом истины». Социология показывает двойную тенденцию – с одной стороны, поддержка «слуг» снижается, с другой, растут конкуренты.
И что же мы видим? На бренд-эффект как в прошлом году, когда на имени Зеленского в Раду прошли свадебные фотографы, массажисты и ведущие корпоративов, надеяться больше не стоит.
Рейтинги «слуг» идут на спад. Конечно, ситуация пока не критичная, хотя такого триумфального шествия как в прошлом году уже больше не будет. Главная опасность в том, что поджимают конкуренты – это убедительно показывает социология.
Например, рейтинг КМИС за май месяц дал такую картину:
- 31,2 % – «Слуга народа» — 43,16 % в июле 2019 года;
- 17,4 % – «Оппозиционная платформа – За жизнь» — на выборах взяли 13,05 %;
- 14,8 % – «Европейская солидарность» — было 8,10 %;
- 8,9 % – «Батькивщина» — по сравнению с 8,18 %.
- остальные партии не набирают 5 %.
Напомню, что на местных выборах с 2015 года действует другая избирательная система.
Кандидат может выдвинуться только по партийному списку. Если партия преодолевает барьер в 5 %, тогда кандидаты в ее списке соревнуются между собой. Кто набрал больше голосов – тот и прошел в местный совет. И наоборот, приходилось видеть много случаев, когда у себя на округе кандидат набрал больше всех — 20-30 % голосов – а его список не взял барьер и, соответственно, он не прошел в районный / городской / областной совет.
Поэтому сейчас кандидаты рассматривают только те партии, которые преодолевают пятипроцентный барьер, иначе нет смысла баллотироваться.
Социология показывает, что сегодня есть только 4 партии, которые преодолевают 5%-ный барьер по Украине. Конечно, будут участвовать еще региональные партии, но на глобальном уровне они не игроки.
Что касается тяжеловесов, то, накладывая результаты социологии на региональную карту поддержки, получаем следующую картину.
Партия Порошенко — не конкурент для «слуг», их электорат не пересекается, поэтому «Европейская солидарность» не отбирает голоса у СН. Территориальный ареал Порошенко – это Западная Украина (мы помним, что на президентских он занял первое место во Львовской области).
«Батькивщина» — в теории переток голосов возможен, но на практике, как показывает социология, его нет, потому что рейтинг партии Тимошенко практически не растет: 8,18 в июле 2019 – 8,9 % в мае 2020-го.
Давайте посмотрим ситуацию в региональном разрезе. За точку отсчета возьмем результаты выборов в Верховную Раду в июле 2019 года.
Больше всего «Батькивщина» получила в Ивано-Франковской (14,67 %), Черниговской (14,28 %) и Волынской области (13,08 %). Хуже всего Тимошенко выступила на Юге и Востоке – например, в родной Днепропетровской области набрала только 4,70 %, не взяла барьер также в Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской и Харьковской области.
Вот и получается, что у Зеленского и СН на местных выборах есть только один мощный конкурент. В силу целого комплекса причин Зеленский и «слуги» видят конкурента только в партии ОПЗЖ, потому что:
а) ОПЗЖ перебирает избирателей у СН. Избиратели, которые разочаровались в Зеленском и «слугам», потому что нет мира на Донбассе / потому что продолжается курс Порошенко и т.д. переходят как раз к ОПЗЖ.
б) есть рост рейтинга – на фоне снижения популярности «слуг».
в) еще на выборах в Раду партия преодолела барьер практически во всех областях, а сейчас добавила еще + 4,35 % или 33 %. То есть, в октябре на местных результат будет еще больше.
Наконец, самое главное. Если избиратели Порошенко и Тимошенко, как мы увидели по результатам выборов, сконцентрированы на Западе (у «Батькивщины также и в Центре), то региональная база „Слуги народа“ и ОПЗЖ – это как раз Юг, Восток и в меньшей мере Центр.
Наборот, сейчас задача №1 для власти – это борьба против конкурента. Ведь есть уже такие примеры, как округ №179 (Харьковская область), где ОП сняли своего кандидата Викторию Алексейчук, чтобы вся Украина не увидела разгрома „слуги народа“ и не экстраполировала на другие регионы.
Конечно, такая позиция и поведение более зарактерны для партийного босса, а не главы государства, который должен выступать над схваткой. Но, видимо, в ОП решили, что ситуативные задачи важнее, чем такой стратегический вопрос как имидж президента.