Каждый из людей в этом кадре управляет сотнями аккаунтов: YouTube, Facebook, Twitter, LinkedIn, блоги. Они формируют общественное мнение и направляют сомневающуюся веб-толпу. Туда, куда выгодно заказчику.
Сериал «Родина», 2017 год. Так изображена «патриотическая» фабрика троллей в США.
Конечно, «шарящие» люди посмеются над этим проецированием facebook-страниц на большой общий экран (зачем?), но на самом деле художественный эффект очень хорош: при первом взгляде пробирает, поверьте.
Сегодняшнюю реальность любят называть модным словосочетанием «Эпоха постправды»: мол, упор в политике делается не на диалог с обществом и не на правду, а на вдалбливание в головы эмоциональных лозунгов и простых сообщений. Я не совсем согласен с тем, что явление совершенно новое, просто современные средства связи позволяют поставить вдалбливание на мощнейший конвеер.
Популисты всегда будут иметь (во всех смыслах этого слова) свою аудиторию, наши с вами поколения уже болтаются у них на крючке. А дальнейшее развитие технологий, всё больше вовлечение украинцев в социальны сети, лишь упростят им задачу.
Одной же из важнейших задач национального масштаба на ближайшее будущее я вижу воспитание молодого поколения, устойчивого к подобным атакам. Медиаграмотность, основы логики, представление данных — вот недостающие предметы (или направления) школьной программы. Мы можем обучать детей истории, географии, химии, математике, но на выходе все равно будем получать восприимчивых к тупой пропаганде и манипуляциям болванчиков.
Кто-то скажет, что это не в интересах политиков, и будет отчасти прав: легкоуправляемый электорат куда более выгоден, чем думающие люди.
Кто-то скажет, что всё равно всех не научишь. Но ведь этот тезис применим к любому предмету школьной программы, тем не менее, у нас в стране полно научных исследователей, юристов, врачей и айтишников. Нужно дать возможность людям быть грамотными не только в письме, но и разбираться в манипуляциях и атаках в медийном пространстве.
По любому вопросу общество всегда можно условно разделить на три типа людей: фанатики, представляющие противоположные точки зрения и пассивное большинство, которое пойдёт за более убедительной стороной. Мы никогда не сможем сделать это большинство активным. Мы должны лишь научить как можно большую его часть не поддаваться обману и манипуляциям. Задача вполне выполнима.
Посмотрите видео о социальном конформизме. Это частично затрагивает нашу с вами сегодняшнюю тему:
Если провести аналогию с экспериментом, мы должны добиться того, чтобы пять человек из двадцати задавали вопросы и не поддавались стандому инстинкту.
К слову, над упомянутыми мною образовательными программами уже работают в министерстве обороны Латвии: люди понимают, дети — будущее их страны, а будущее должно быть защищено не только в военном и правовом плане, но и в информационном. Советую послушать интервью с одной из авторов доклада «Стратком смеётся» о российском КВН в роли инструмента для мягкой пропаганды.
Что можно сделать сейчас? Для начала нужно осознать реальность проблемы. Затем я советую почитать о той самой постправде, а лучше — пройти курс Наука повсякденного мислення на украинской платформе Prometheus.
Ну и пока (я надеюсь, что это лишь вопрос времени) в школах ничему подобному в Украине не учат, следует говорить об этом со своими детьми. Научите их проверять источники, расскажите, что не всей информации можно доверять, покажите, как просто ввести человека в заблуждение. Покажите им видео, которое я разместил чуть выше, в конце-концов!
И объясните, что простые решения сложных проблем бывают только в сказках.
Это тот вклад в информационную оборону государства, который вы можете сделать, не прилагая больших усилий. Не теряйте времени!
P.S. Я буду очень благодарен, если вы поможете распространить данный материал в социальных сетях. Проблема ведь действительно важная.
P.P.S. Ну и давайте дружить в Facebook. Я там не только о медийном будущем рассказываю, но и о науке.