В Украине огромный дефицит доверия и это очевидно. Люди не доверяют власти. Власть, в первую очередь исполнительная, не видит в людях партнеров для преобразования страны.
Стоит нам это очень дорого.
Во-первых, нет доверия – нет реформ.
Правительство, опасаясь снижения доходов и не желая отказываться от старых методов работы, пытается показать, что проводит хоть какие-то изменения, пусть косметические.
Ну, вы понимаете: наседают международные доноры, впереди выборы и т.д.
Но это не то, чего требует и ждет общество. Поэтому нарастает разочарование, которое приводит к вполне измеряемым потерям: оттокам депозитов из банков, новой волне эмиграции, уходу в тень целых отраслей.
Во-вторых, страна, в которой все еще не возобладало верховенство права, обеспечивающего доверие, малопривлекательна для инвесторов. Инвестиции не только не приходят, но и уходят, экономика в стагнации, граждане беднеют.
Для самосохранения себя и теневых доходов чиновники инициируют новые механизмы взимания денег, к которым, кроме увеличения налогов, взноса, сборов, пошлин, админуслуг, добавляют еще и сервисные услуги, дополнительные полномочия исполнителям, монополизируются коммунальные услуги.
Таким образом, создается колосс на глиняных ногах. Декларируются экономические реформы, улучшение бизнес-климата, но все это стоит на обанкротившихся предприятиях и закрывающихся предпринимателях.
Что нужно сделать, чтобы предупредить создание такого колосса?
Для начала – следовать своим обещаниям. Например, есть Коалиционное соглашение. Оно подписано всеми представителями фракции большинства, однако многие документы, которые вносятся на рассмотрение Парламента, противоречат тексту соглашению.
Зачем мы его готовили, согласовывали, представляли обществу, если уже через месяц делается все по-другому? Как в случае со снижением ставки единого социального взноса. Или электронным администрированием НДС. Или многими другими предложениями.
Выглядит это все так, будто заявленные цели не соответствуют реальным. Заявлено – снижение налогового давления. На самом деле – налоговое давление увеличено.
Кроме того, необходимо научиться соблюдать закон, в первую очередь представителям власти. Если действующий Налоговый кодекс Украины запрещает менять налоговое законодательство менее, чем за полгода до начала бюджетного года, то этого нельзя делать ни под каким предлогом. Тогда не будет таких результатов, как после принятия изменений 28 декабря: новые нормы были введены уже через несколько дней, 1 января, а спустя несколько месяцев последовало чуть ли не десяток проектов по уменьшению негативных последствий решений от 28 декабря.
Зачем тогда было давить на парламент, настаивать на голосовании?
Доверие же, как к Правительству, которое инициировало такие изменения и настояло на них, так и к законам, которые меняются по нескольку раз в год, уменьшается с каждым нарушением закона властью. И недоверие усилится, если в этом году мы пойдем по тому же пути. К сожалению, предпосылки к этому есть.
Казалось бы, совсем не много – выполнение властью законов и обещаний, но именно это будет способствовать возобновлению доверия в государстве, доверия к власти и в обществе, что обеспечит реальное реформирование страны.
Доверие зависит от власти, но это не значит, что общество должно ждать. Общество может и должно контролировать власть и чиновников. Оценивать их действия, а не слова. Верить не в иллюзии, а в дела: когда нет иллюзий, восстановить доверие проще и быстрее.