В последней декаде марта государственное предприятие «Энергорынок» закупало электроэнергию у генерирующих компаний ТЭC по цене 1578 грн/МВт-ч. Снижение тарифа ГК ТЭС происходит третью декаду кряду: 1-10 марта он составлял 2024 грн/МВт-ч; 11-20 марта – 1760 грн/МВт-ч; 21-31 марта — 1578 грн/Мвт-ч. По сравнению с февралем, когда тариф был 2167 грн/МВт-ч, снижение достигло 27%.
Выиграют ли от этого потребители электроэнергии? Нет. Ведь базой для расчета их тарифов являются не текущие тарифы генераций, а оптовая рыночная цена электрической энергии (ОРЦ). Это микс из цен более дешевой энергии атомных и гидроэлектростанций и более дорогих тепловой и возобновляемой. А ОРЦ была утверждена на весь 2019 год в размере 1669 грн за МВт-ч (в первом полугодии – 1618 грн за МВт-ч, во втором — 1722 грн за МВт-ч).
Как же так? Ведь все знают, что тариф ТЭС устанавливается по формуле «Роттердам+» исходя из котировок голландского индекса API2. При этом устанавливается не в режиме «сегодня на сегодня» (тут еще бы можно было бы найти причины таких ценовых колебаний), а на год вперед.
Вся причина в изначально искаженном энергобалансе. Еще в декабре прошлого года, перед самим утверждением ОРЦ, Минэнергоугля по требованию НКРЭКУ изменила показатели прогнозного баланса – резко увеличило долю дешевых генераций в структуре производства электроэнергии. Увеличила только на бумаге, отмахнувшись от протестов самих энергетиков (НАЭК «Энергоатом» сразу заявил, что не сможет обеспечить фантастические плановые показатели).
На практике это означает, что выработать атомные и гидроэлектростанции смогут столько сколько смогут, а то что не смогут – за них дополнительно выработают маневренные ТЭС. Но чем больше они будут вырабатывать сверхплановых киловатт-часов, тем дешевле они будут стоить.
Таким образом, формально рассчитывая тариф и цену покрытия угля для ТЭС по формуле «Роттердам+», НРЭКУ и МЭУП путем манипуляций с балансом, создали ситуацию, при которой тепловики получают цену на четверть ниже формульной. Фактически это смерть формулы как таковой. Для тех, кто следит за процессами в энергетике, это не новость – основной лоббист промпотребителей, глава Ассоциации потребителей электроэнергии Андрей Герус радовался ОРЦ на 2019 год еще в декабре, утверждая, что Роттердам+ «сломался».
Это в очередной раз показывает, что свободному рынку электроэнергии нет альтернативы. Какими бы формулами не обкладывались регулирующие чиновники, они всегда найдут способ подогнать их под свои интересы. В данном конкретном случае – политический контекст, при котором НКРЭКУ не хотелось поднимать тарифы для потребителей перед выборами. Вот и нашли способ и квазирыночную методологию формально соблюсти, и цену электроэнергии искусственно выкрутить.
В этом опасность и соблазн – ведь крутить тарифами могут не только по политическим мотивам, но и по коммерческим. В Украине не так уж и мало крупных промпредприятий, потребляющих электроэнергию миллионами МВт-час. Прежде всего, ферросплавных и электрометаллургических. И для них решить вопрос с чиновниками относительно «правильной» цены электроэнергии может быть гораздо дешевле, чем инвестировать в модернизацию и энергоэффективность.
Европейские партнеры Украины немало сил потратили на продавливание закона «О рынке электроэнергии», имплементирующего Третий энергопакет ЕС. Он предусматривает с 1 июля 2019 года отказ от регулирующей функции государства и запускает свободный рынок электроэнергии. Если реформа не будет внедрена и ручное управление в электроэнергетике будет сохранено, то и в других сферах рыночные реформы могут быть заморожены либо повернуты вспять в пользу нерыночного управления.
Своевременное внедрение конкурентной модели рынка электроэнергии покажет — намерена ли Украина идти по пути европейских реформ или вновь скатится в политику преференций для приближенных к власти бизнесменов. Если будет второй вариант — страну ждет стагнация всех реформ, от нее отвернутся международные партнеры, не случится экономического роста. Как и обещанного всеми без исключения кандидатами в президенты повышения благосостояния населения