Нам всем не нравится засилье наружной рекламы. Даже самим операторам этого рынка – ведь чем больше рекламных конструкций на улицах городов, тем дешевле стоит размещение, и наоборот чем меньше – тем дороже. Т.е. обладая и обслуживая меньшее количество бордов, рекламный оператор зарабатывает те же деньги.
Но почему тогда рекламы не становится меньше? Все просто – отменяя разрешения для одних, городские власти тут же выдают новые разрешения для других. Иногда даже больше выдают, чем отменяют. Рекламы не становится меньше, просто меняется круг выгодополучателей. Которые по «совершенно случайному» совпадению оказываются близки к верхушке города.
Вот и Днепр не стал исключением. В начале 2017 по инициативе секретаря Днепровского горсовета Вячеслава Мишалова проходили встречи с участием представителей предприятий наружной рекламы, на которых операторам предлагалось уменьшить количество рекламных конструкций на 20% взамен на продление разрешений на размещение на 5 лет. Так, было решено демонтировать по 20% конструкций с не продленными разрешениями, а остальные — продлить на 5 лет. Однако, данные договоренности были выполнены в одностороннем порядке – операторы выполнили свою часть договоренностей в части демонтажа 20% рекламных конструкций, а городская власть о договоренностях предпочла забыть. Теперь их разрешения аннулируются, а места предоставляются новым фаворитам власти.
Но настоящая «веселуха» началась после того, как в канун нового 2018 года, когда на должность директора КП «Земград» (это такое специальное коммунальное предприятие) назначают Гугнину О.А. — человека из ближайшего окружения Геннадия Корбана. И сразу несколько компаний наружной рекламы попадают под контроль близкого друга и делового партнера городского головы Бориса Филатова.
Схема вырисовывается нехитрая, в рейдерских кругах именуемая «загонщик». Это когда компании-мишени создают непреодолимые проблемы, а после выходят на собственников и предлагают выкупить корпоративные права с дисконтом. Выбор у загнанных в тупик собственников невелик: получить хоть что-то или остаться у разбитого корыта. Ну и, естественно, в случае их сговорчивости, бизнес у таких компаний со временем налаживается.
На практике это выглядит так — в январе 2018 года, исполком Днепровского горсовета выносит проект и принимает решение о демонтаже конструкций ООО «Атма-News» — демонтируют примерно половину конструкций из сети компании в городе. После чего, в Едином Госреестре появляются данные о смене собственников компании. Далее появились проекты на демонтаж рекламных конструкций ООО «Тристар Плюс», а в феврале компания тоже меняет собственника. Параллельно, с января 2018 года, идет обработка еще одной местной компании ООО «Арт Сити Плюс» и также — смена собственника в июне 2018 года. Новые владельцы этих компаний — Игорь Бирман, Владимир Ясько и Александр Олядрук — люди из окружения бизнесмена Геннадия Корбана.
Если компании наружки менее сговорчивы (например, если это не местная фирма, а крупный национальный оператор), то по отношению к ним можно применить другую схему – отменить разрешения и демонтировать конструкции. А на освободившиеся места выдать разрешения «своим».
В мае-июле 2018 года целый ряд национальных и международных операторов наружной рекламы потеряли значительную часть своих рекламных площадей. Демонтаж рекламных конструкций происходит на основании решений исполкома Днепровского горсовета об отмене решения о продлении срока разрешений на размещение рекламных конструкций операторов, которые теперь подлежат сносу как «самовольно размещенные средства рекламы, установленные по истечении срока действия разрешения на размещение». Внезапная отмена действующих разрешений, конечно, не только является деморализующим фактором для легальных участников рынка, но и мощно бьет по их бизнесу.
22 мая исполком Днепровского горсовета принял решение о демонтаже 45 рекламных конструкций крупного национального оператора "Octagon-Outdoor". 5 июля исполнительный комитет Днепровского горсовета принял решение об отмене продления разрешения на размещение более 40 конструкций внешней рекламы ООО «Топсити» в городе Днепр и снести их.
Показательно, что тот же исполком горсовета выдает разрешения «тому, кому следует». Так, согласно решений исполкома Днепровского горсовета №544 от 19.06.2018 и №425 от 22.05.2018, разрешения на размещение «отдельно стоящих рекламных конструкций» выдано одной компании – «Атлантис Медиа Груп».
Почему малоизвестная харьковская фирма оказалась куда более привлекательным для городской власти Днепра инвестором в наружку, чем международные компании, много лет работающие на днепровском рекламном рынке? В кулуарах поговаривают, что за этой контрой торчат уши бывшего завхоза Порошенко, а ныне одного из теневых кукловодов БПП Сергея Березенко. Если это так, то успехи «Атлантиса» в Днепре можно рассматривать как жест доброй воли в адрес АП в преддверии президентских и парламентских выборов. Ну, или это может быть просто красивой легендой для «портрета», обеспечивающей для Березенко карт-бланш на захват части рекламного пирога в регионах. Ничего личного, просто бизнес.
А бизнес на переделе наружной рекламы в Днепре идет полным ходом. Вечером 25 июля на сайте выложили решения исполкома от 24 июля 2018. Показательно, что в проекте вопросов, которые выносились на исполком, содержится 257 пунктов и ни один не относился к рекламе. Но неожиданно, хотя в свете описываемых событий вполне ожидаемо, рассматривались в основном вопросы рекламы – 78 решений из 80. Да и суть решений не менее ожидаема – у одних разрешения аннулировать (на этот раз попали под пресс компании РТМ и «Постер»), другим (днепровской компании с причудливым названием «Тетраграматон-7») – предоставить.
Как тут не удивиться «неумолимой неотвратимости», которой как бульдозером давит оппонентов (политических и коммерческих) городской голова Борис Филатов. Под аплодисменты сторонников «твердой руки» в днепровском исполнении в очередной раз декламирующего примерно следующее:
«Ещё раз. Все кого это касается.
Лучше сразу сдавайтесь.
Раз уже я в вас вцепился.
Договориться или пересидеть не получится»