Лучшим аргументов в любом споре была и остается математика. Цифры и факты гораздо убедительнее любых рассуждений. Особенно, когда мы говорим о деньгах и о бизнесе. Пример – развитие региональных аэропортов в Украине. Новое направление, которое активно развивают в рамках президентской программы «Велике будівництво». Инвестиции или деньги на ветер? Скептики с самого старта программы высказывались пренебрежительно. Мол, кто будет летать из Запорожья или Херсона? Кому нужны авиаперелеты по Украине, если можно доехать поездом или машиной? Скепсис выглядел убедительно, пока не пошли первые результаты в цифрах.
Итак, берем сухие цифры. По данным «Украэроруху» количество полетов в октябре 2021 года в сравнении с октябрем докарантинного (!!!) 2019 года выросла на 16,2%. Авиаперелеты у нас не дотационные, без льгот, это бизнес и билеты идут по полной стоимости. При этом спрос, повторюсь, вопреки карантину растет. По словам замглавы Офиса Президента Кирилла Тимошенко заполняемость новых регулярных рейсов до Ужгорода, Кривого Рога и Черновцов порядка 90%-100%! Представляете, какой спрос, если самолеты заполняются, как маршрутка в час пик. Разве что стоячих пассажиров не берет по правилам безопасности. Значит, востребованы внутриукраинские перелеты? Не то слово. И по этому направлению тоже есть убедительные цифры.
Пассажиропоток в авиаперевозках давно подсчитывают в коэффициенте отношения количества пассажиров к населению региона или страны. В Украине это соотношение пассажиропотока к населению составляет всего 0,5, в то время как в соседней Молдове – 0,8, в Польше – 1,2. А в таких развитых странах, как Германия, США и Великобритания – от 2,7 до 4,1. Скажете, что они богаче и чаще летают. Конечно. Но в той же Польше показатели были куда скромнее, пока они делали ставку на большой единый хаб в Варшаве. Потом от этой концепции отказались в пользу системы point-to-point , то есть развитию региональных аэропортов. И сразу пошел рост.
Все-таки обязательно нужно поговорить о деньгах, потому что все эти пассажиры, коэффициенты и заполняемость без финансового результата вызывает интерес только у специалистов. Так вот, про деньги – по оценке коммерческого директора аэропорта «Борисполь» Георгия Зубко, каждый доллар, вложенный в развитие аэропорта, приносит до 2,5 долларов прибыли региону. Кроме непосредственно авиакомпаний и аэропортов, запускаются сопутствующие бизнесы – отели, транспорт, рестораны, магазины и многое другое. Развитие туризма вообще тренд 21 века и даже карантины не смогли его остановить. И вишенка на торте – увеличение пассажиропотока на 10% дает около 0,5% прироста к уровню ВВП.
Для понимания разницы: До начала реализации программы имели новое оборудование и полосы, которые позволяют принимать рейсы при плохих погодных условиях, только два аэропорта. Борисполь и Львов. К началу 2023 года в рамках «Великого будівництва» обновят уже 10 аэропортов и начнут реконструкцию следующих. Новое оборудование появится в Кривом Роге, Херсоне, Днепре, Житомире, Ровно, Виннице и других городах, где началась реконструкция аэропортов. На очереди Ивано-Франковск, Хмельницкий, Сумы, Черкассы и Чернигов.
Важный момент — когда мы говорим про развитие региональных аэропортов, реконструкции полос и так далее, мы говорим не только о развитии внутренних авиарейсов. Да, это важно, но есть спрос и на внешние рейсы. Есть авиакомпании, которые хотят заходить в Украину на этот рынок. И тут очень важно учитывать «авиа-безвиз» – Соглашение об Общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС, заключенное 12 октября этого года. Которого инвесторы ждали семь лет! Авиакомпании Украины и стран ЕС смогут договариваться о рейсах напрямую с аэропортами, а не через правительства, как было до сих пор.
Больше компаний на рынке — шире география предложений и ниже цена. Конкуренция всегда на пользу потребителю. Мы уже видим значительный рост туристов в Украине с Ближнего Востока. В 2021 году на наш рынок зашел лоу-кост Flynas из Саудовской Аравии и количество туристов из этой страны выросло в 10 раз. Они потратили в Украине порядка 80 млн. долларов. Это только один пример, но планы по географическому охвату достаточно амбициозные. Так Винница и Одесса планируют серьезный пассажиропоток с Молдовой. Одесс, Николаев и Херсон тоже представляют серьезные программы по привлечению туристов уже через собственные аэропорты. Так что «Воздушные ворота» регионов Украины — очень перспективное направление. И эффекта не придется ждать десятилетиями...