Последние несколько дней были полны сообщениями о Беларуси. Лукашенко резко высказался о РФ, в Беларуси поменялось правительство, потом беларуский президент вновь прошёлся по «российским соседям». Одним словом, событий много, что ожидать неизвестно.
Признаться, думал вначале написать более-менее серьёзный текст с детальным объяснением сильных и слабых сторон назначенцев. Но первые же вопросы журналистов, читателей моей ленты в ФБ поставили в тупик. Как вам, например, примерно такой пассаж: «Стоит ли ожидать демократизации в Беларуси. Или, может, того, что Минск заявит про „союзничество“ с Киевом?
Господа, перестаньте воспринимать мир в тонах „зрада-перемога“.
Да, в правительстве (если хотите — новом правительстве) соседней страны усилились позиции сторонников либеральной экономики. Ключевые посты заняли нетривиальные люди. И, да, эти люди, кроме всего прочего весьма скептически относятся к „российскому вектору“ сотрудничества.
В конце концов Лукашенко чувствует настроения населения (или их изменения) и на фоне скепсиса в отношении „братского народа“ выражается всё более резко. Но может ли идти речь о смене вектора? Давайте посмотрим — почему не может.
ПЕРЕМОГА? ЖДАТЬ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ?
Уймитесь, дорогие. Либеральная рыночная экономика может существовать без демократии, а вот демократия без либеральной экономики — с трудом. Пример Сингапура, Турции, Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Вьетнама, того же Китая вам в помощь.
То есть дальнейшая либерализация экономики, создание льготных условий для ключевых отраслей, даже продажа сельхозпредприятий очень и очень даже возможны. А вот демократизация — нет.
Аналогичная ситуация с национальными символами, игрой с национальными традициями. Так сложилось, что если в конце 90-х Лукашенко, как метко отметил Павел Казарин „дустом проходился по всему беларускому“, то сегодня очень аккуратно пытается вплести национальный миф в основу своей идеологии. Просто в 90-х он хотел стать „русским царём“. В 00-х понял, что поезд ушел.
За последние лет семь он отчётливо осознал, что независимость Беларуси равна гарантии его собственной власти, его денег, его жизни. То есть он пытается защитить себя — в первую очередь. Национальные ценности нужны лишь для того, чтобы показать населению страны и соседям с востока „вас (русских) тут не стояло“.
Национализм (как здоровый так и крайний) может прекрасно существовать при авторитарном режиме. Поэтому да, за национальную символику уже не сажают, она де-факто признана. НО это не означает, что идёт демократизация. Путаница в восприятии данных процессов — одна из основных ошибок внешних наблюдателей и части беларуской политической элиты.
ТАК МОЖЕТ БЕЛАРУСЬ РАЗВЕРНЁТСЯ В СТОРОНУ ЕВРОПЫ?
Теперь о внешнеполитической ориентации. Беларусь не будет кидаться в пикировку и становиться на растяжку „ЕС-РФ“. Почему? А зачем? В случае педалирования процессов и раннего выхода на уровень открытой эскалации кто выступит на стороне официального Минска? ЕС вступится за „последнего диктатора Европы?“ ЕС практическими действиями сильно вступился за Крым? За Донбасс? Так с какого перепугу его реакция на возможные проблемы в Беларуси должна быть более резкой?! Правильно, таковой не будет.
А „сочувствие“ и озабоченность в случае реальных проблем — что мёртвому припарка. Киев? При всём уважении, но ресурсов Украины еле хватает на обеспечение собственного существования. А перекрашивание пару тысяч аватарок в бело-красно-белый цвет или пара сот букетов возле посольства — это, конечно, приятно, но в случае реальных проблем это ни про что.
Настроения населения? Действительно, последние 20 лет население Беларуси было разделено условно на сторонников европейской интеграции и сторонников сближения с РФ. Но события в Украине сделали своё дело. „Решительная“ политика Европы на фоне откровенной шизофрении в Кремле увеличила количество тех, кто считает ненужным сближаться ни с теми ,ни с теми. То есть „дружить и торговать“ — да, заявлять о „векторе развития“ — да пошли они „далеко и лесом“.
Таким образом, пока есть возможность балансировать — Беларусь будет пытаться получать бонусы от обеих сторон. А еще лучше, от трех. Минск пытается встроить в уравнение как минимум еще один центр тяжести. Согласитесь, стоять на шпагате не слишком удобно. А вот иметь три потенциальные точки опоры — уже более устойчиво. Именно поэтому Минск последние восемь лет тянет в страну китайские деньги и китайский бизнес. Точнее, тянет не просто бизнес, а государственные (желательно военные) корпорации.
Ларчик открывается просто: КНР никогда не защищает частные китайские компании, но ВСЕГДА резко реагирует на попытки перейти дорогу государственным корпорациям. При этом Пекину абсолютно наплевать на ступень демократизации режима в стране их интересов. Для Лукашенко крайне важно привлечь „критическую массу“ китайских государственных денег. Китаю не интересна „Беларусь в изоляции“, поэтому Минск будет проводить экономические реформы и сближаться с Европой. Но по этой же причине он не будет устраивать без лишней нужды торговые (и другие) войны с РФ. Кстати, ухудшение отношений с Украиной тоже не понравится китайским партнёрам. Хотя, в последнем случае, в украинском направлении у Беларуси доминирует свой прагматичный интерес.
А КАК НАСЧЁТ „СОЮЗНИКА“ УКРАИНЫ?
Беларусь станет „союзницей“ Украины? Лукашенко не является ничьим союзником. Есть его интересы, есть интересы сохранения власти. Есть и объективные интересы страны. На сегодня они совпадают — Украина крайне важный партнёр, провал которого означает наступление проблем в Беларуси. Проще говоря, пока Кремль занят попытками вернуть Киев в свою орбиту, Минск понемногу развязывает узелки, которыми „российские друзья“ пытались или уже привязали его к себе. Провал Украины приведёт к желанию РФ решить одним махом и „беларускую проблему“.
Второй аспект — украинский рынок, который, с одной стороны, является альтернативой российскому, с другой, возможным трамплином для выхода на рынки третьих стран, независимо от режимов санкций в отношении Беларуси (тут речь идёт как о банальной контрабанде, так и о работе СП, которых за последние годы появилось немало).
Таким образом, пока есть возможность балансировать — Беларусь будет пытаться получать бонусы от обеих сторон. А еще лучше, от трех
Украина важна и выгодна, но Украина не союзник, поскольку Беларусь не собирается накладывать на себя „союзнические“ обязательства. Как, кстати, и страны ЕС — ведь нет ни одного договора, где был бы зафиксирован их „союзнический статус“, где были бы прописаны обязательные действия европейских государств по исполнению своего союзнического долга. Беларусь интересуют простые исчислимые вещи — выгода, возможности. И то, что Украина „выгодна“, является бОльшей гарантией, чем сотни подписанных бумажек и громкие слова которым аплодируют толпы на улицах. Поэтому и тут ожидать резких перемен не приходится.
С другой стороны, если понять мотивацию Лукашенко, мотивацию беларуских элит (политических, бизнес-групп) — на этом можно играть и привязывать к себе Беларусь возможностями совместного заработка в будущем, совместными перспективами, если только они будут измеримыми и достижимыми. Выгода, совместное получение прибылей (экономических и политических) сближает. А там, глядишь, и до обсуждения более серьёзных вещей руки дойдут. Для этого необходимо немного: Беларусь ответила на вопрос „зачем нам Украина“, Украине тоже стоит сформулировать „зачем нам Беларусь“. Когда есть интересы, есть точки их соприкосновения и есть работа. В противном случае есть много пустого (но чертовски красивого) трёпа политиков и очень мало реальных дел.