Воздушно-десантные войска возникли достаточно недавно, просуществовав в «эффективном» варианте тоже недолго. Прежде всего, ВДВ (немецкие) отличились в 1940 году, успешно действуя в Нидерландах, Бельгии, Франции. Вероятно, сказывался ещё фактор «неясностей» с методами противодействия воздушному десанту. Хотя и цели у тех десантов были скорее схожи з задачами современных ССО. Уже десант на Крит в 1941 году хотя и привёл к успеху немцев, но те тяжёлые потери, которые понесли немецкие десантники в результате этой опреации, привели к тому, что Гитлер сказал: «Время парашютистов прошло», полностью запретив участие десантников в крупных операциях, во избежание тяжёлых потерь.
Можно вспомнить тяжелейшие потери не только немецких десантников, но и советских, и английских, и американских. «Воздушная пехота» просто превратилась в якобы «элитные» подразделения, но не могла решать главные задачи, не имея тяжёлого вооружения.
Да, «романтика», порождённая советским кино, играла в заднице. Ведь главное в «десантниках» тогда было... умение ДРАТЬСЯ!.. Это в современной то войне?
Тот же Вьетнам и Афганистан заставили использовать части ВДВ в виде лёгкой пехоты (с весьма ограниченными возможностями). А Луганск и Васильков просто поставили жирные точки в любых вариантах самолётной доставки солдат в зону действия даже ПЗРК. Речь о парашютном десантировании вообще превращается в некую фантастику.
Вполне логично, что ВДВ в Украине сменили своё название и «обросли» тяжёлым вооружением. Но эти «сказочные фантазии» о массовом десантировании ещё бродят в умах. Усё! Надо об этом ЗАБЫТЬ! Всё «десантирование» должно уйти в ССО. Для остальных — только достаточно высокая мобильность. Включая, возможно, переброску вертолётами. И вовсе НЕЗАЧЕМ тратить ресурсы на отработку парашютных прыжков, десантирование техники, содержать и закупать огромное количество парашютов, иметь парк десантных самолётов. Может я и неправ, но лично мне кажется, что это всё уже глупость. Да и просто, даже после судебного разбирательства по Ил-76 в Луганском аэропорту, захочет ли ХОТЬ ОДИН командир так рисковать личным составом да и своей судьбой?
Теперь просто надо сосредоточиться на «мобильности», включая «аэромобильность». Вероятно, можно было бы подумать о возобновлении парка небольших самолётов, типа Ан-28. Они (польский лицензионный вариант) вполне успешно зарекомендовали себя в составе ССО армии США в Ираке и Афганистане. Наверное, надо подумать о лёгкой технике, которую способен транспортировать Ми-8. Типа немецкого «танчика» Wiesel, английских и американских лёгких (105 мм) гаубиц, лёгких багги и даже мотоциклах. Помните песенку про «Паратрупер»? Так есть такой тактический американский десантный велосипед, который начали разрабатывать в 1997 году... Я не думаю, что вопрос «велосипедов» сейчас актуален у нас, но сам факт!
Уже сейчас все эти БМД выглядят несколько «неоднозначно» с той точки зрения, что им предъявляются требования к возможности авиадесантирования, что уже практически нереально, а участвовать, по факту, им приходится в тяжёлых «пехотных» боях, для которых у них слишком слабая броня (погоня за уменьшением веса). «Грозные десантники» превращаются в «недовооружённую» пехоту, имеющую ещё и слабую броню. Как по мне, если уже образовались ССО, в задачи которых входят и рейды по тылам, и диверсионная работа, то все парашюты надо оставить только им (ну и пилотам, конечно). И ЗАБЫТЬ о ВДВ (когда-то же забыли про конницу, которая существовала ещё одновременно с ВДВ).
Не надо тешить себя пустыми надеждами о возможности «возвращения» того, что современные технологии утопиле в Стиксе...