Профессионалы украинофобской пропаганды, как правило, демонстрируют завидную смелость в выводах и при том весьма слабое знание истории. Так, например, в посвященной Мазепе записи в своем жж Анатолий Вассерман приводит «железный» аргумент в пользу того, что отец Мазепы на момент рождения сына был католиком — отца звали Адам-Степан. У православных, как считает известный «знаток», двойных имен быть не могло.
На самом деле, беглое знакомство с серьезной исторической литературой позволяет утверждать, что двойные имена в XIII–XVII веках встречались у православных не только в Речи Посполитой, но даже и в России.
Сразу следует оговорить два момента:
1. Речь идет о двух именах из святцев, а не о хорошо известном обычае давать одно «языческое» и одно «христианское» имя. См., например, на предпоследней странице Остромирового евангелия (не позже 1057 г.) — «въ крщении Иосифъ а мирьскы Остромиръ»
2. В число примеров включается и Зиновий-Богдан Хмельницкий, поскольку имя Богдан, несмотря на свою славянскую этимологию, было не языческим, а переводным христианским именем — взамен имени Θεόδοτος. Кроме Богдана известны еще три таких имени: Лев (Λέων), Боголюб (Θεόφιλος) и очень редко встречающееся Разумник, т.е. Σωφρόνιος или Ευφροσύνος (Б.-О. Унбегаун. Русские фамилии. — М.: «Прогресс», 1995. — С. 39).
3. Агрессивно настроенным защитникам православия-самодержавия-народности предлагаю набрать побольше воздуха, выдохнуть, успокоиться и внимательно, по складам, прочесть следующее:
Упомянутых в этой записи православных славян звали двумя именами из святцев. Звали, а не крестили. Крестили одним.
4. Помимо моей записи, примеры православных с двойными именами есть в комментарии
Что касается Московской Руси, то известно, что двойное имя при рождении получил отец Ивана Грозного. Об этом писали и Н.М. Карамзин в 3-й главе 6-го тома «Истории государства Российского», и С.М. Соловьев во 2-й главе 5-го тома «Истории России с древнейших времен», и, что еще важнее, авторы Софийской 2-й и Никоновской летописей:
Полное собрание русских летописей. Т. 6. — СПб., 1853. — С. 222
ПСРЛ. Т. 12. — СПб., 1901. — С. 191
Как видим, источники говорят о сыне вел. кн. московского Ивана Васильевича и Софьи Палеолог. Особенно показателен текст С2Л — крещен Гавриилом, а назван Василием.
Не может идти речи о том, что он получил второе имя на смертном одре. Умиравший великий князь постригся и, очевидно, принял схиму, как было заведено у российских государей, и действительно получил новое имя — уже третье. Из 3-й главы 7-го тома у Карамзина и 8-й главы 5-го тома у Соловьева, а главное, опять же из летописей (процитирую Софийскую 2-ю и Воскресенскую) мы узнаем, что Василий-Гавриил стал Варлаамом:
ПСРЛ. Т. 6. — СПб., 1853. — С. 274
ПСРЛ. Т. 8. — СПб., 1859. — С. 285.
(Уважаемый
Есть и не относящиеся к Рюриковичам примеры. Среди знатного боярского рода Плещеевых встречаются несколько человек с двойными именами. Первым был, по сведениям многих источников, Елевферий-Семен, в монашестве Алексий, знаменитый московский митрополит (ок. 1295–1378).
(П.В. Долгоруков. Российская родословная книга. Часть 4. — СПб, 1857. — С. 171)
Кроме него, среди перечисленных у Долгорукова Плещеевых есть еще по меньшей мере двое с такими именами. Одного звали Тимофей-Юрло (ум. в 1504), т.е. Юрий, об уменьшительных от этого имени см. здесь, второго — Федор-Феофан.
Что касается двойных имен на западе Руси, начнем с домонгольского периода...
По сведениям Леонтия Войтовича, автора книги «Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль», у знаменитого Данила Галицкого (ок. 1202—1264) было два христианских имени — Даниил и Иван.
Согласно тому же Войтовичу, сына погибшего в битве на Калке черниговского князя Мстислава звали Василием (Васильком; по сведениям Татищева) и Дмитрием (запись в Любецком поминальнике).
...и продолжим теми примерами, которые приводил Оглоблин:
«Треба пам'ятати про звичай, досить поширений на Україні XVI-XVIII ст., вживати два імення, приміром: князь Василь-Константин Острозький; гетьман Зиновій-Богдан Хмельницький; 'Wasil dictus Adam' Володиєвський, зем'янин барського староства другої половини XVI ст.; Володислав-Володимир Бороздна, стародубівський шляхтич кінця XVII ст.; „Владимир Мирович, Василій тож“ (1716 р. — син переяславського полковника Івана Мировича); Андроник-Андрій Кандиба, генеральний суддя (1729-1730); і багато інших, що нерідко завдають поважних труднощів дослідникам української генеалогії».
Князь Василий-Константин Острожский (1526–1608) был обладателем огромного состояния и человеком в свое время очень известным, в том числе и как защитник православия (уже в старости, когда началась борьба с унией), покровитель образования и книгопечатания.
Митрополит Илларион (Огиенко) писал, что крещен князь был Василием, а «в честь отца, по обычаю того времени и по княжеской традиции» стал называться Константином.
Из генеалогии Острожских (например в той же книге Войтовича, а хоть бы и из польского источника) следует, что у известного Константина Ивановича Острожского от первого брака был сын Илья (1510–1539), а от второго тот самый Василий-Константин.
Обратите внимание, что была и дочь София-Мавра. Кроме них, мы видим умершего в 1516 Романа-Георгия (Юрия, Jerzy), который, если верить Войтовичу, был сыном не Константина Ивановича, а его брата Михаила.
Илья Константинович женился на Беате Костелецкой (польке) и вскоре умер. В 1546 возникла тяжба между ней и Василием-Константином Острожским. А вот и королевская грамота по этому поводу:
(Акты ЮЗР, Т. 1, с. 121)
Как видим, брат Ильи, зять Беаты и дядя их дочери Эльжбеты назван Василием Константиновичем Острожским. Что не мешало ему большую часть жизни именоваться Константином Константиновичем:
(Акты ЮЗР, Т. 1, с. 151)
Собственно, двойное имя Василия-Константина не было тайной и для историков с российским или малорусским самосознанием. Возьмем 6-й том 1-й части «Архива Юго-Западной России» (К., 1883). В самом начале читаем: «Печатать разрешается. 23 октября 1883 года. Председатель комиссии М. Юзефович»
А на 844-й странице видим вот что:
Другой пример — Кандыба, генеральный судья при гетмане Апостоле. Католиком этот Кандыба не мог быть ни в коем случае. Вот он упомянут как Андроник в книге В.В. Кривошеи «Козацька еліта Гетьманщини» (К., 2008):
А здесь, в той же книге, он уже Андрей:
Особый интерес представляет Василий-Адам Володыёвский, подольский православный шляхтич XVI века. Известен он нам по актам Барского староства (Бар — город в совр. Винницкой обл.), изданным в 8-й части «Архива Юго-Западной России». Под 1583 г. там есть такая запись:
(Т. 2, с. 369. КЦА — Киевский центральный архив)
Если известий о роде Володыёвских, из которого позднее выделилась католическая ветвь (от нее произошел и Михал-Ежи Володыёвский, персонаж Сенкевича), кому-то покажется недостаточно, то советую обратить внимание на само имя. Написание Wasil безусловно передает византийское произношение, принятое на православной Руси. Если бы он был католиком, то имя звучало бы как Bazyli (польск.) или Basilius (лат.)
Как видим, имена Василий и Адам безусловно принадлежали одному и тому же православному шляхтичу, друг на друга эти имена не похожи, а одно из них — Адам — носил родившийся через пару десятков лет после внесения в книги этой записи отец гетмана Мазепы (который, как это обычно и бывало, не упоминается под двойным именем — в польских источниках его называют просто Адам, а сын его известен как Иван Степанович).