Вчера при встрече с Министром Финансов Александром Данилюком представил своё видение на структурные реформы гос.сектора, которые могут дать экономический эффект до 15-20% сокращения затрат бюджета, что оценивается в 130 млрд гривен ежегодно. К сожалению время на доклад было сильно лимитировано и удалось донести только основные моменты. В тоже время при подготовке к встрече, на выходных, подготовил доклад который предлагаю Вашему вниманию.
Уважаемый Министр.
Здесь собрались представители общественности, для которых процветание Украины, её инвестиционная привлекательность, простота администрирования и ведения бизнеса не пустой звук. Конечно мы понимаем, что наша позиция должна быть системно-взвешенной и иметь компенсационные механизмы. Основой таких компенсационных механизмов мы видим в снижении доли государства в экономике и модификации бюджетной системы, что позволит провести также и либеральную налоговую реформу, сторонниками которой мы являемся.
Как Вы наверно знаете дефицит государственного бюджета за 4 месяца 2016 года составил 22 млрд гривен. В тоже время профицит местных бюджетов за 4 месяца составляет уже гигантскую сумму – 17,3 млрд гривен. Подобное затаривание деньгами по годовому плану лишь стимулирует местные бюджеты расширять свои бюджеты в сторону увеличения. Например, только в апреле расходная часть местных бюджетов была увеличена в годовом плане на 15 млрд гривен. Анализ 2015 года также показал, что расширение расходной части местных бюджетов шло в постоянном режиме.
Подобная ситуация имеет крайне негативный эффект. А именно в невозможности с центра реально проверить куда и на что тратятся государственные деньги. Вторым негативным эффектом, есть пассивная позиция регионов, которые вместо того, чтобы развивать предпринимательство ждут с центра государственных вливаний, которые нужно освоить.
Поэтому одна из принципиальных позиций радикальной бюджетной реформы заключается в переводе местных бюджетов на полное самофинансирование, которое как позволит убрать дотации местным бюджетам из гос.бюджета, так и переведёт местные бюджеты занять проактивную позицию, и начать работать как со своей доходной частью, развивая предпринимательство и работая с налогами на землю и недвижимость, так и работать с расходной частью, оптимизируя свою структуру управления и структуру бюджетных организаций в своих регионах.
К сожалению анализ собственных доходов местных бюджетов показал, что их доля последние 10 лет постоянно сокращалась. И сейчас только 38% доходов местных бюджетов — это собственные доходы. Мы хотим кардинально изменить это положение.Наполнить местные бюджеты доходами предлагается за счёт перечисления 100% перечисления НДФЛ в местные бюджеты, передачи основной части рентного налога на места, расширения доли розничного акциза в общих сборах по акцизному налогу (сейчас только 10% доходов от акцизов идёт в местные бюджеты). А также перевода всех собственных доходов бюджетных организаций на местный уровень.
Вторым принципиальным моментом как обеспечения полной независимости местных бюджетов, так и экономии бюджетных средств — есть позиция по переводу всех социальных выплат населению на адресный монетизированный уровень и ликвидации всех или большинства льгот.
Нужно констатировать, что размер социальных выплат населению — просто огромен и к сожалению, очень мало контролируем. Государство сейчас передаёт в местные бюджеты более 80 млрд гривен социальных субсидий, большинство из которых не имеют адресности.Пенсионный фонд кроме выплат пенсий по возрасту проводит выплаты в размере 60 млрд не являющиеся выплатами по возрасту. Более того, огромное количество пенсионеров не заработали даже на минимальную пенсию, и доплата до минимальной пенсии в 2015 году стоила государству 35 млрд гривен. Ещё 34 млрд в 2015 году по официальному отчёту Пенсионного фонда составили выплаты пенсий для лиц, проживающих на неконтролируемой территории.
Поэтому наша принципиальная позиция — перевод всех пенсионных и социальных выплат на адресную основу, с обязательной процедурой верификацией получателей выплат и общим контролем выплат на домохозяйство. Ведь не секрет, что помощь часто получают домохозяйства, которые имеют достаточно хороший доход.
Теперь более подробно по механизмам сокращения расходов бюджета. По экономической сути расходы можно разделить на 4 вида.
1.затраты на оплату труда бюджетных работников и военнослужащих
2.Затраты на покупку товаров и услуг
3.Социальные и пенсионные выплаты
4.Обслуживание долга.
Мы считаем, что по каждому направлению государство имеет резервы на уровне 15-20% по сокращению затрат, что в общем итоге может дать более 130 млрд гривен сокращений бюджетных расходов.
В текущий момент 3.5 млн сотрудников работают в бюджетной сфере. Затраты на труд этих людей в 2016 году превысят 200 млрд гривен и это с учётом, того, что бюджет в этом году сократил 23 млрд затрат за счёт снижения ЕСВ с 36.3% до 22%.Реформа бюджетной сферы должна включать в себя повсеместное использование электронных сервисов, сокращение институций, паразитирующих на бизнесе, структурную реформу ДФС, про которую расскажут коллеги, а также перевода части бюджетных направлений в коммерческую сферу. Полная ликвидация ЕСВ также даст 40 млрд сокращений затрат в бюджетной сфере.
Общий уровень закупок товаров и услуг, вместе с капитальными затратами сводного бюджета в этом году достигнет отметки почти в 200 млрд гривен. 1 августа — это самая важная дата в этом направлении. Ведь именно с этой даты все закупки государственных предприятий и бюджета должны будут проводиться через систему prozorro. Уже сейчас по тестовому режиму и до пороговым торгам видно, что система даёт экономический эффект в размере 15-20%. Поэтому государству крайне важно с целью продвижения реформ не отступить и завершить перевод всех закупок на электронные торги. Уверен, что это даст большой экономический эффект в конце года, когда большинство бюджетных организаций осваивают не использованные в течение года средства. Так в декабре 2015 года, было пущено в расход 2.5 среднемесячных расходов бюджета — огромная сумма.
И в заключении выскажусь по обслуживанию долгов. Как Вам известно основные выплаты по этой статье есть выплаты по внутренним долгам. В этом году они составят 65 млрд гривен. В тоже время около 50 млрд этих выплат предназначено НБУ, который на 75% владеет внутренним долгом государства.
За первые 4 месяца этого года государственный бюджет выплатил около 15 млрд гривен НБУ, не получив от НБУ ни копейки в обратную сторону. Хотя в законе о государственном бюджете прописана сумма 38 млрд гривен, как и необходимость провести реструктуризацию внутреннего долга в первом квартале. В любом случае исходя из доходов НБУ (а в 2015 году его прибыль составила 81 млрд гривен) у государства есть резервы как по сокращению выплат по внутренним долгам, так и изменений условий взаимодействия с национальным банком. Их необходимо использовать.
Как Вы видите, возможностей по сокращению затрат множество, но многие из них требуют целенаправленной работы государства в различных сферах и в условиях саботажа чиновников. Но именно такая работа сможет дать эффект, и мы уверены она по силам Кабинету Министров, при наличии политической воли.