АМКУ против прозрачного бизнеса в Украине? или..
О том самом тендере Мин.обороны по питанию, о методах противостояний бизнесу, о схемах высших органов власти...
В продолжении моей истории об иннициации участия в тендере МО по питанию в 2016 году и привлечению Европейских партнёров к участию в реформах.
Напомню, что Польские партнёры группы "IMPEL" были не только облиты грязью в украинских Интернет СМИ, оставшимися на местах в 2016м, представителями прогнившей системы времен правления Януковича.
Но, продолжение имеет куда более интересный поворот, не взирая на все усилия реформ, люстраций, антикоррупционных органов, влияние «серых кардиналов» никуда не делось и при новой власти добилось по мнению АМКУ «колоссального» результата за всю историю работы этого органа.
Конечно, уважающая себя компания, тем более с Европейской культурой ведения дел, и, зная даже о самых грязных методах недобросовестной конкуренции в Украине, кумовстве в судах и прочих органах, — подала в суд на АМКУ.
Подробности сегодняшнего состояния дел от первого лица в статье ген.дир-ра «Импел Гриффин Групп»:
«Заговор» из-за уборщицы. Абсурдный штраф для международной компании — маркер настоящего инвестклимата, который необходимо изменить
Первого сентября в ходе визита в Варшаву Владимир Зеленский заявил, что готов лично защищать инвестиции польского бизнеса в Украине. После перезагрузки парламента и правительства, а также ряда регуляторных и контролирующих органов, делать это, безусловно, будет гораздо проще. Однако реальность намерений будет понятна лишь когда будут видны практические результаты в борьбе с устоявшимися порочными практиками взаимодействия бизнеса и власти.
Кейс, о котором пойдет речь — один из примеров негативных практик, которые необходимо искоренять. И только когда количество таких историй будет сведено к минимуму, бизнес сможет реально подтвердить, что динамика улучшений положительная.
Это в средине 2019 года публичными закупками товаров, работ, услуг для потребностей государства и частного сектора на платформе Prozorro уже никого не удивишь. Но вот в конце 2015 — вначале 2016 года, когда система только начинала тестироваться, участвовать в таких торгах было смелым решением и большим вызовом как для заказчиков, так и для поставщиков. Обязательной для всех система стала только с 1 августа 2016. До этого момента на нее переходили лишь отдельные министерства.
Минобороны было пионером в испытании таких закупок. Весной 2016 года оно проводило первый, экспериментальный тендер на поставки питания для армии. В рамках тендера принимали участие сразу несколько десятков компаний в семи отдельных торгах.
9 марта 2016 года, как показало расследование АМКУ, одновременно от нескольких участников поступило полтора десятка уведомлений о снятии своих предложений по разным лотам в разные дни. По мнению Антимонопольного комитета (который является органом рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства при проведении публичных закупок), такое поведение компаний могло свидетельствовать о сговоре.
Расследование длилось три года и в апреле — прямо перед президентскими выборами — 2019-го АМКУ вынес решение — оштрафовать участников сговора на 10% оборота за предшествующий финансовый год. Суммы штрафов варьировались от 300 тыс. до 150 млн грн. В самом комитете это называли едва ли не одним из крупнейших «уловов».
На чем основывались выводы АМКУ? Формальных поводов хватало
Во-первых, синхронность действий участников. Шутка ли — сразу 17 отказов от дальнейшего участия в торгах с одной датой.
Во-первых, синхронность действий участников. Шутка ли — сразу 17 отказов от дальнейшего участия в торгах с одной датой.
Во-вторых, часть участников разделились на четыре отдельных группы, в рамках которых у них были общие адреса, телефоны, IP адреса, единый стиль оформления документов и т. д. В рамках группы участники «сливали» торги друг другу, обеспечивая победу в торгах заранее определённым участникам.
Прозрачность превратилась в проблему
Но общий формальный признак дал сбой. Одной из фирм, которая попала под обвинения АМКУ в сговоре, оказалась «Импел Гриффин Групп», международная сервисная компания с польскими инвестициями, входящая в группу IMPEL S.A. с оборотом в более 2 млрд злотых и представительствами в многих странах Европы и Азии. Уставной фонд только украинской дочки составляет 13 млн грн.
У «Импел» уже был богатый опыт работы в Украине на больших проектах, например, она обслуживала стадионы и фан-зоны на «Евро-2012». Кроме того, участвовала в программа по созданию рабочих мест для переселенцев, которая реализовывалась при участии ООН в Украине и правительства Японии. Работа с государственными заказчиками для нас не в новинку, мы в течение многих лет успешно участвовали и участвуем в тендерах Национального банка, «Укрзализныци», региональных властей и госкомпаний.
Поэтому когда представители тендерного комитета Минобороны пригласили «Импел» к участию в торгах ведомства, это должно было символизировать искоренение коррупции и появление международных стандартов и принципов в этом процессе.
Поэтому когда представители тендерного комитета Минобороны пригласили «Импел» к участию в торгах ведомства, это должно было символизировать искоренение коррупции и появление международных стандартов и принципов в этом процессе.
Но затем от недоброжелателей на компанию полилось море грязи на «желтых» сайтах. В центральном офисе приняли решение скорректировать планы и отказаться финансировать проект, а также отказаться от участия в торгах. Причина — репутационные риски для всей группы из-за информационных атак и возможных провокаций со стороны конкурентов даже в случае победы. Которая, впрочем, уже тогда выглядела маловероятной.
Как показало расследование, это произошло в один день с другими компаниями — 9 марта. Но «единый день выхода» мог быть связан и с обычным деловым календарем: это была среда — первый рабочий день после традиционных «длинных» выходных на 8 Марта. Поэтому решение разными компаниями могли быть приняты раньше и в разное время, а формализованы — после праздника.
Несмотря на то, что АМКУ выделил целый ряд «групп», в которые входили связанные компании и которые создавались для обеспечения победы в торгах своих участников, сам АМКУ доказал и показал в материалах дела, что «Импел» не вошла ни в одну из них, в схемах движения средств между «сговорщиками» компания тоже не участвовала. Более того, в решении также не указано ни с кем, ни в пользу кого «сговаривалась» польская фирма.
«Сговор» через уборщицу
Но самым интересным оказалось главное «доказательство». По мнению АМКУ, одним из ключевых подтверждений сговора стало получение «Импел» услуг от тех же лиц, что и некоторые другие участники торгов. Это уборщица, которая когда-то раньше работала в других компаниях рынка, и два ФОПа, которые разово предоставили компании доступ к программе M.E.Doc за 300 грн. к порталу тендеров.
По мнению комитета, это совпадение не могло быть случайным, поскольку именно через этих лиц (уборщицу и ФОПа) якобы и осуществлялся обмен информацией при совершении антиконкурентных действий. Даже несмотря на то, что поставщик M.E.Doc мог продать его еще половине компаний страны, а доступ к различным агрегаторам тендеров и вовсе есть почти у всех участников любых торгов.
В результате за видимые только АМКУ «злоупотребления» на двух торгах компания была названа «техническим участником» и получила штраф в 32 млн грн. Кстати, это один из самых больших штрафов, примененных к нарушителям в рамках этого дела. Из-за того, что законодательство предусматривает привязку штрафа не к сумме нанесенного государству «ущерба», а к обороту бизнеса участника за предыдущий год, реальные «пустышки» с нулевыми оборотами отделались легким испугом, а крупный международный инвестор получил нереально большой штраф.
Сегодня штраф оспорен в суде. Его абсурдность признают не только юристы, но и ассоциации бизнеса, давно работающие в сфере госзакупок, а также Офис бизнес-омбудсмена. В судебное дело со стороны компании вступил Международный союз польских предпринимателей Украины, а Посольство Польши и UkraineInvest заявились в качестве наблюдателей.
Как способен и способен ли в принципе решить инвестиционную дилемму лично президент — вопрос открытый, дискуссионный и явно не имеющий простого ответа. Можно ли минимизировать количество таких случаев и упразднение таких практик взаимодействия реального бизнеса и государственных? Мы уверены, что да, если придавать такие истории гласности и совместно с регулятором рынка, правоохранительными органами, Верховной Радой и судами искать возможности для системного решения проблемы. Способность к конструктивному диалогу в этом направлении и будет маркером для реальных изменений инвестклимата.
Материал взят с источника «Новое Время. Бизнес»