Сразу к делу. Лечение диабета, Большой адронный коллайдер, Data Science, лженаучные фабрики, стволовые клетки, умственное уродование детей и многое другое...
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
1. Волонтёры собрали деньги на школьные олимпиады и доставку подопытных мышей из Германии
В дайджесте номер 4 я писал, что государство прекратило финансировать школьные олимпиады некоторых этапов. А в дайджесте 5 описал, что украинская учёная не может привезти подаренных в Германии подопытных мышей. И вот неравнодушные граждане не захотели проходить мимо того факта, что государство не только уничтожает науку, но и продолжает асфальтировать таланты в школах. Вот пост-благодарность тем, кто присоединился к спасению олимпиад. Всё вроде ок. А вот пост-благодарность тем, кто сделал реальной доставку мышей в Украину. Люди, Вы прекрасны. Спасибо Вам. И я бы Вас очень просил — просто зайдите на страницу Алексея и напишите ему «спасибо за олимпиады». Просто сделайте человеку приятно. Он молодец.
А если в общем... спасали Армию, спасали реформы, спасаем науку, спасаем школы... В итоге спасаем государство. Как-то так.
2. Диабетикам в помощь
Я очень плохо в этом разбираюсь, но мне кажется, что пластырь, заменяющий инсулиновые инъекции диабетикам — это круто. Оригинал статьи — тут. Как всегда США. Молодцы. Картинка в заголовке статьи — оттуда.
3. Лекция Геннадия Зиновьева про Большой адронный коллайдер
Чудесный отчёт Натальи Атамась про лекцию. Мне добавить нечего. Кроме как подчеркнуть два момента: наше государство никак не финансировало коллаборацию. Пан Геннадий за свои деньги возил сотрудников на коллайдер. Никто в Украину уже не вернётся. Показателен также пример про граждан США, которые своей параноидальностью затормозили проект американского ускорителя и упустили пальму первенства.
И вот его же хорошее интервью про гравитационные волны, Большой адронный коллайдер и большие массивы данных: «Меня очень „радуют“ разговоры украинской власти. Науку сейчас загоняют в совершенно неприличные места. Не финансируют, зарплаты наши уменьшаются, пенсии уменьшаются. Но при этом говорят, что мы должны внедрять какие-то инновационные технологии, которые будут помогать производству. Но ведь инновационные технологии не возникают из-за того, что кому-то что-то пришло в голову. Они возникают оттого, что существует теория, которая открыла какие-то физические принципы, какие-то физические эффекты и потом обнаружила, что их можно для чего-то применять. Никаких технологий просто не может быть, если нет науки. Технологии – следствие серьезного развития науки. В стране, где наука не развивается, не развиваются и технологии. Она остается банановой республикой. Более того – даже помидоры и свеклу она не сможет выращивать эффективно, потому что агрономия – тоже наука, которая тоже требует развития.„
4. Математик получит 700 000 долларов
Эндрю Уайлс в далёком 1994 году доказал теорему Ферма, которую никто не мог одолеть почти 400 лет. И вот премия Абеля, которая считается аналогом Нобелевской премии для математиков, ибо последним она не положена, найдёт своего героя. А звучит теорема просто... Помните, в школе 5 в квадрате можно было разложить на 4 в квадрате и 3 в квадрате? Так вот, Ферма утверждал, что для степени, большей, чем квадрат, это невозможно, т.е. великая теорема Ферма утверждает, что уравнение x^n+y^n=z^n не имеет натуральных решений при n > 2. Чепуха, да? Доказательство теоремы заняло 130 страниц. Учите математику.
5. Лучший науч-поп материал недели про стволовые клетки — всё, что Вы боялись спросить. Ольга Маслова авторитетно: «Будь у нас публичный банк пуповинной крови и полноценно работающий реестр костного мозга, многие душещипательные истории со сбором денег на дорогостоящее лечение больных деток решались бы куда проще. Отпала бы необходимость ездить за границу. И не надо забывать, что все пересадки связаны с генетическими особенностями популяции»
6. Смотрите этот ролик сами. Как я это уже комментировал на странице в фейсбуке, скоро нас действительно спасут только собаки, различающие людей и машины. :)
РЕФОРМЫ НАУЧНОЙ СФЕРЫ
7. Я писал, что наши реформаторы написали в МОН обращение о том, что несколько серьёзных заграничных учёных решили баллотироваться в идентификационный комитет, который будет на первом этапе контролирующим органом реформ науки. Они направили в МОН свои документы. И до сих пор, при том, что конкурс подходит к концу, не получили ответа. МОН им оперативно ответил и заверил, что всё впорядке, документы приняты, сообщения отсылаются. Радует то, что всё у общественности на контроле. Будем следить дальше.
8. 42 украинские команды учёных выиграли гранты «Горизонт 2020» на сумму 7 млн. евро.
9. Закончен приём заявок на участие в конкурсе по созданию Идентификационного комитета. В списке - 47 фамилий учёных, среди которых есть учёные из Гарвардского университета, университета Кента и Северного Техаса, национальной лаборатории «Аргон» (США), а также всяческих Институтов ФРГ, Голландии, Италии и Израиля. Напомню, что Идентификационный комитет согласно ст.22 нового Закона про «Научную и научно-техническую деятельность» будет состоять из 9 человек. Именно эти 9 человек на конкурсном основании выберут персональный состав Научного комитета Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий. Коротко, нацсовет будет определять всю государственную политику в научной и научно-технической сфере, а научный комитет нацсовета в частности надзирает за всеми деньгами, которые будут поступать в ещё пока не созданный национальный фонд исследований и распределять их согласно экспертному мнению. Также научный комитет будет поддавать экспертизе все решения всех исполнительных ветвей власти на предмет соответствия интересам Государства в сфере научной и научно-технической деятельности. Витиевато, но так.
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В УКРАИНЕ
10. Анализ данных, который показывает, что все разговоры о том, что украинская научная сфера является аналогом науки УССР — ложь. Всё в точности наоборот. При УССР большая часть финансирования науки шла из спецфонда (нынешние гранты). Но промышленность умерла... и не возродилась. А наши чудесные мажнавладцы усиленными темпами создают все условия для инвестиционной привлекательности Украины. Ждёмссс... Кстати, вот динамика выезда учёных за границу. Мы на новом витке роста :)
11. И вот Вам совсем жуткая правдивая статья про состояние украинской науки. «Мимоволі пригадується не дуже давнє минуле: президент Кучма підписав щонайменше 6 указів, розпоряджень і доручень, у яких вимагав уже з наступного року передбачити в державному бюджеті збільшення витрат на наукові дослідження та розробки у відповідності до закону – тобто, до 1,7 % ВВП. Проте Мінфін і уряд не тільки не збільшували цей показник бодай на кілька сотих відсотка, але навпаки, зменшували його, демонструючи, „хто в хаті господар“.„
12. Учёные Львова выходят на акции протеста против урезания финансирования.
«Ми вважаємо,що якщо держава зменшує обсяг фінансування науки, яке і так є не на належному рівні, то це зменшує конкурентність України в майбутньому, тобто підриває підвалини її стратегічного розвитку. У нас є великий кадровий потенціал, майже половина – молодь, і їм забирають перспективу розвитку. Це неприпустимо». Их пресс-конференцию о том, как Госбюджет убивает фундаментальную науку — смотрите тут.
13. В Харьковском национальном университете радиоэлектроники выявили финансовых нарушений на 22 миллиона гривен. Из них 300 000 предположительно пошло на финансирование терроризма. Вот Вам статья, а вот Вам чудесный пост по данной теме. Это, конечно, науки мало касается, но обойти стороной я не мог. Это немного к вопросу о том, чтобы сейчас перенести науку в университеты. Выводы делайте сами.
14. Про умственное уродование детей.
Это тоже не проблемы науки, но они напрямую её коснутся через 15-20 лет, когда умственно изуродованные дети придут в институты. Вот Вы знали, что 3 умножить на 5 не равно 5 умножить на 3? Нет? Садитесь. Двойка. Вы, конечно, можете вспомнить эту статью из Мордора (уж простите за ресурс), где чётко доказывается, что нужно брать по три пять раз, а не по пять три раза... Однако, как оказалось, сия новация докатилась и до Украины, о чём красочно пишется в сием посте.
МЕЖДУ РЕФОРМАМИ И ПРОБЛЕМАМИ
15. На чемпионате Киева по волейболу "KYIV SPARTAK OPEN" V Киевской городской олимпиады «Здоровый киевлянин» женская сборная НАН Украины взяла 4 место, а мужская — второе. Что сказать? Молодцы.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДВИЖ
16. Секреты предотвращения рака. Александр Коляда вообще постит интересный материал. Подпишитесь на него. В данном посте он расписал «секреты» предотвращения заболевания раком.
17. Учёные возрождают научно-популярный медицинский лекторий. Я знаком и с Виктором Досенко, и с Алексеем Болдыревым, и с другими ребятами. Невероятные люди. Невероятные лекции. Приходите.
18. Википедия начала конкурс лучших статей по физике и астрономии, написанных для ресурса с 1 апреля по 4 мая. Призы — ноутбук, планшет и читалка. Дерзайте!
19. Стартует форум «Наука. Бизнес. Инновации». Присоединяйтесь. Дедлайн — 1 апреля.
20. Стартовал конкурс на создание науч-поп портала о научной сфере в Украине с призовым фондом в 2000 долларов. Ничего больше не знаю. Дерзайте. Конкурс пройдёт с 1 мая по 1 августа. (Пы.Сы. Пусть отдадут мне эти 2 штуки баксов и я куплю столько чая с лимоном, что смогу писать Вам такие дайджесты каждую неделю, ггг :) )
21. Журнал «Куншт» (наука, как искусство) выпустил свой третий номер. Спешите видеть. Там есть наша совместная с моим коллегой статья про атомно-силовую микроскопию. Всё написано понятным языком. Чесслово. Старались.
22. Чудесная статья про львовского математика — Стефана Банаха, именем которого назван парадокс Банаха-Тарского. Короче, если разделить сферу на несколько кусков, то из этих кусков можно собрать две точно такие же сферы. Что Вы хотите, это же математика...
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ
23. На платформе Prometheus стартовал курс «Борьба с коррупцией». Что это, как возникает, кто замешан (вплоть до фамилий), как бороться.
24. Про blended-education. Поскольку на платформе Prometheus стартовал онлайн-курс о том, как создать онлайн-курс, вот Вам статья о пользе онлайн-образования для преподавателей, а также материал о смешанном обучении, т.е. миксе из традиционных уроков/пар и онлайн-курсов.
25. ITArts объявляет набор слушателей на курсы... как бы это всё вместе назвать? Компьютерной грамотности? Нет. Там и Фотошоп, и создание веб-ресурсов. И прочая-прочая. Вот анкета https://docs.google.com/forms/d/1xtAJdTBOZeaMPgenu.... Дерзайте.
DATA SCIENCE, БИОИНФОРМАТИКА
Да. Введу такую рубрику. Напомню, что в Киеве начали собираться учёные, которым очень нужна для работы биоинформатика, а также писал о Data Science тут.
26. Команда Upper и Ciklum организуют 16-17 апреля БЕСПЛАТНЫЙ практикум по Data Science с использованием языка R.
27. В Киеве действует клуб биоинформатиков при КНУ им. Т. Шевченка. Подключайтесь. А также подписывайтесь на новости группы учёных-биоинформатиков.
28. 22 марта состоится уже третья встреча Kyiv UseR! Group.
РАЗРАБОТКИ УКРАИНСКИХ УЧЁНЫХ
29. Магнитный инструмент для удаления осколков у раненных бойцов — Институт твёрдого тела, материаловедения и технологий НАН Украины
ЛЖЕНАУКА
30. Замечательный сюжет про госпожу Кириленко, её плагиат и лженауку.
Я просто напомню, что жена министра Кириленка защитила докторскую диссертацию, в которой мало того, что полно плагиата, так он ещё и лженаучен (для освежения памяти статья). Смотрите с 1 часа 15 минут 57 секунд чудесный сюжет, где студенты из самообороны университета культуры говорят, что Украина — не европейская страна, а госпожа Катерина писала диссертацию с рефератов школьников.
31. Оказывается, матерящаяся девушка превращается в... мужика! Биологи доказали типа. Я не шучу. Читайте тут. «Не так давно биологи открыли, что употребление брани особенно вредно для девушек. Частое употребление мата оказывает негативное энерго-физиологическое влияние на женский организм. Когда женщина матерится, она провоцирует выработку у себя мужских гормонов и приобретает маскулинные черты во внешности: у них увеличивается волосяной покров, огрубляется голос. Более того, биологи установили, что это приводит даже к изменению структуры ДНК у женщины.»
32. Замечательный материал про взаимосвязь коррупции при защите диссертаций и сферы наук. Физики, как всегда молодцы. Вообще, снимаю шляпу перед российскими коллегами, которые выискивают лжеучёных. Нам бы так. Картинка из статьи показывает, как часто происходят акты коррупции в той или иной научной сфере.
33. Фабрики лженауки.
Ребята накопали в Интернете целую фабрику диссертаций и научных статей. Самое интересное, за физику и химию они не берутся. Ггг :) А вот ещё. Короче, тут Вам сделают любые хирши. И импакты. Искоренить сию проблему сможет только собственный диссернет, т.е. система по поиску плагиата. И пул экспертов. Настоящих.
34. А вот интересный материал намечается про взятничество при защите диссертаций. Только я не понял, почему студентка так долго тянула с подачей иска к научному руководителю..
МНЕНИЕ
Да, пришлось ввести, потому как не знаю, куда такие перлы бросать.
35. Замечательный взгляд на популярные области науки, на имитации бурной деятельности, нанонауку везде и всюду и учёных-серферов.
36. Интересное мнение касательно требований МОН к публикациям и стимуляции работы контор по публикации чего угодно за Ваши деньги.
37. О физиках и лириках, а также о плохом знании иностранных языков последними.
38. Моё мнение о том, почему украинские учёные не взяли Москву и не вступили в ЕС
39. Журналист Вахтанг Кипиани обратил свой взор на НАН Украины.
Все мы знаем, что хуже лжи бывает только полуправда. Потому что ложь — очевидна. А вот если человек (тем более — достаточно известный) пишет кусочек правды, то остальную ложь можно и не заметить. Вахтанг своим «экспертным» постом создал видимость того, что причины недуга научной сферы просты и очевидны, и так же просты и очевидны пути решения проблем. Т.е. проблемы не в бюрократии, несовершенстве законодательства, невыполнении государством своих обязанностей перед наукой, в т.ч. и по созданию благоприятного инвестиционного климата. Проблема, как оказывается, в том, что учёные не умеют пользовать вверенное им имущество. И менеджмент. Всё. Пан Вахтанг, видимо, забыл, что учёные — не чиновники. И имущество используют по назначению, а не для того, чтобы разрушить и на его месте построить очередной стеклянно-металлический торговый центр.
Я бы не обращал внимания на «мысль» пана Вахтанга, ибо ошибаться полностью или или частично — могут все. Для того, чтобы пояснить Вахтангу, что Вахтанг не прав — к нему в комментарии заглянули настоящие учёные. С хиршами, импактами и серьёзными работами. Именно те учёные, которые двигают реформы научной сферы в Украине. Они попытались сказать Вахтангу, что Вахтанг же не разобрался до конца в теме. Но! Известный журналист вместо построения диалога с теми, кого критикует, начал их банить. Парадоксально, но в бан ушли самые серьёзные критики (по делу и по сути) наших академиков и Президии. Могу сказать только: ггг :)
В итоге, пан Вахтанг сформировал себе свой уютненький фейсбучек с мнениями, лояльными только ему, либо уж очень толерантно написанными. Я, кстати, тоже таким страдаю. Но я не известный журналист. Короче, это напоминает эффект Даннинга-Крюгера. Надеюсь, что таки это так, а не политический заказ. Ибо первое правится разъяснениями и погружением в проблему. Второе — никак не лечится.
И немного мнений:
«Якщо невіглас рекомендує лікувати хворого на запалення легенів ртуттю тому що він собі вигадав, що це ефективно — це не означає, що він не хоче вбити цього хворого. Бо бажання випробувати на складній системі власні прості рішення і є бажанням вбивства і знищення. Якщо людина типу вбити не хоче а просто невіглас — ну так треба послухати тих хто в темі.» - тут
И как-то вот это стихотворное мнение от человека, который изучает графен, о том, что уровень Вахтанга равен уровню сапожника из известно притчи — более правдоподобно.
СО ВСЕГО СВЕТА
40. Извлечение тромба. Специально не выкидываю прямую ссылку из ютьюба. Вот Вам видео, которое я узрел благодаря Julia Tibekina. На нём прекрасно виден процесс извлечения тромба из лёгочной артерии. И жутко, и невероятно. Слабонервным лучше не смотреть.
41. Подделыватель подписей :) Всё новое — это хорошо забытое старое. Чудесный графопостроитель обрёл вторую жизнь.
42. Иранская короткометражка, которая даёт понимание того, что даёт человеку истинное знание, т.е. наука. Да, видео не новое, но всё же.
43. Чудесная статья о том, как нарезание мяса кусками сделало человека — человеком. В отличие от обезьян.
44. Просто интересный материал о науке в Казахстане. Я просто напомню, что пиратский ресурс учёных Sci-Hub — дело рук аспирантки из Казахстана.
ЛИКБЕЗ ДЛЯ УЧЁНЫХ
45. Как учить иностранный язык. Ирина Егорченко указала отличный материал для тех, кто почему-то пока не очень владеет иностранным языком, в частности — английским.
46. МОН опубликовал новый список электронных и печатных изданий, которые годятся для защит диссертаций.
47. 23 марта состоится мероприятие «Проекти і отримання фінансування у програмах Horizon 2020». Спешите.
48. Полезная информация учёным — как вести себя перед камерой.
49. Горячие шедевры украинской науки. Типа лучшие статьи по версии Web of Science, которые создавали в т.ч. украинские учёные.
50. Учёные выкладывают препринты статей прямо в Интернет, минуя редакции журналов. Материал — тут. На английском языке — тут. Спасибо Андрею Сеньку за наводку.
Вроде всё. Если что пропустил — уж извините.
И ещё я не понял. Прошлый дайджест был за 2 недели — там было 62 пункта, тут — за неделю и имеем 50 пунктов. Жуть какая-то. Страшно представить, если когда-нибудь решу написать за 3 дня.
P.S. Если какая-то ссылка глючит — напишите в комменты. Пофиксю.
P.S. 2. Предыдущие Типа дайджесты:
https://site.ua/anton.senenko/3110-tipa-daydjest-5...
https://site.ua/anton.senenko/2917-tipa-daydjest-4...
https://site.ua/anton.senenko/2740-tipa-daydjest-3...