Генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов радостно сообщил, что российская армия получила на вооружение новый танк Т-14 «Армата», вот только на фронт он не отправится, поскольку… очень дорогой для таких дел и проще использовать танки старой концепции. Но действительно ли все дело в цене или же проблема совсем в другом?

 

Нет никакой интриги в том, что на самом деле проблема танка Т-14 «Армата», который до сих пор не производится серийно и вряд ли когда-то будет, не только в его очень высокой цене.

 

А ведь казалось бы не так давно, в 2015 году, генеральный директор научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олег Сиенко заявлял, что до 2020 года российская армия получит 2300 танков на базе универсальной бронеплатформы «Армата»! Уже за окном март 2024 г., а в распоряжении армии РФ всего-то опытная партия – недоукомплектованный батальон.

 

Такое заявление от Олега Сиенко слышать было странно – за несколько месяцев до того во время репетиции парада на Красной площади в Москве Т-14 «Армата» заглох и его пришлось эвакуировать с помощью БРЭМ. Информация о том, что платформа «Армата» очень проблемная, появлялась регулярно и касалась она в первую очередь трансмиссии, которая на Красной площади и продемонстрировала себя во всей красе.

 

Но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы исправить подобные проблемы и танк смог себя почувствовать увереннее. Ан – нет! В августе 2023 года на форуме «Армия-2023» организаторы решили показать «не имеющий аналогов в мире» Т-14 и выкатили его на полигон. И там по практически ровной поверхности из бетона и щебня танк с трудом перемещался, раскачивался, пробуксовывал, стрелял на небольших скоростях и при торможении.

 

Было очевидно, что в полевых условиях, на пересеченной местности, дела будут еще хуже. За прошедшие годы не только не были исправлены проблемы «Арматы» с трансмиссией, но и в целом танк остался крайне сырым в балансе массы и габаритов, а также прочих показателей — в том числе мобильности, подвижности.

 

Но это не единственная проблема «Арматы».

 

Обслуживание.

 

Очень важным моментом является доступность и скорость обслуживания танков в зоне боевых действий, когда отсутствуют все необходимые условия полноценной ремонтной базы. И вот тут в отличие от линейки Т-72/80/90 у Т-14 «Армата» начинаются проблемы.

 

Особенностью обслуживания, например, двигателя Т-14, является необходимость использования специального оборудования, а также последовательных технологических процессов. В частности, процесс очистки форсунок необходимо производить за пределами бокса с применением ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ). Такие сложности вызваны тем, что на двигателе 2В-12-3А цилиндры размещены как сверху, так и снизу, при том что поверх самой силовой установки находится радиатор.

 

Кстати, сам по себе Т-14 «Армата» является проблемой и для в/ч. И связано это с тем, что у танка слишком большой профиль, как для основного боевого танка советской школы Т-72/80/90. Кстати, такой профиль стал следствием и тупикового вектора развития моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и не только. «Армата» имеет длину корпуса около 11 метров, что в 1,5 раза больше, чем у Т-72 и Т-90.

 

Габариты танка не вписываются в параметры стандартных танковых боксов в российских частях, которые рассчитаны на содержание именно советской линейки основных боевых танков – Т-72/80/90. А потому даже процесс обслуживания «Арматы» в в/ч, не говоря уже о полевых условиях, – это весьма трудоемкое занятие. Массовое же их производство добавляет головной боли в вопросе содержания. Вот и выходит, что сначала необходима масштабная реконструкция в/ч, а уж потом серийное производство танков.

 

Защита.

 

Российская пропаганда называет Т-14 чуть ли не революционным в вопросах защиты, однако это не так.

 

Его козырем считают российский комплекс активной защиты «Афганит». Однако он, как и сам танк, не доведен до ума. Кроме того «Армата» не имеет защиты от атакующих сверху боеприпасов типа ПТРК Javelin. Причина проста: его КАЗ не имеет направляющих вверх, а распределены они исключительно по лобовой проекции.

 

Также в башне Т-14 «Армата» не удосужились реализовать концепцию вышибных панелей и в случае возгорания зарядов у танка нет шансов на выживание. Вместо этого ограничились 40-мм перегородкой, отделяющей боекомплект от экипажа и представляющей собой эффект плацебо и не более того. Потому как при детонации осколочно-фугасного БК, при отсутствии канала вывода избыточного давления, танк рвет и в этом случае Т-14 «Армата» ничуть не лучше советской концепции.

 

Одним из передовых решений в «Армате» считалась система противодействия наведению (СПН). Она должна была защищать танк от поражения боеприпасами с лазерной подсветкой цели, в частности, применяемых ударными БПЛА Bayraktar TB2. Но в условиях тотального доминирования по линии боестолкновения FPV-дронов эта система превратилась в бесполезную «вундервафлю», применение которой в реальных боевых действиях, в противостоянии с «Байрактарами», вряд ли когда-то состоится.

 

Производство.

 

Т-14 «Армата» не имеет серийной линии производства и собирается, по сути, как конструктор из деталей мелкосерийного, штучного производства. Не удивительно, что ни о каких 2 300 танках к 2020 году даже мечтать россиянам не стоило, ведь для такого производства попросту нет необходимых станков, инструментов, пресс-форм. И казалось бы отлаженное производство Т-90 на «Уралвагонзаводе» позволяет выдавать менее ротного комплекта ОБТ в месяц! «Отлаженное производство» – менее ротного комплекта!

 

В случае же с «Арматой», то тут для каждой детали, каждой запчасти, каждого элемента нужна своя линия.

 

Например, многострадальный и замученный двигатель 2В-12-3А «революционной» Х-образной конструкции, собирается и выпиливается, грубо говоря, вручную. Да, все просто – для производства 2В-12-3А нужен завод, а не подсобка на Челябинском тракторном заводе, где пилят один двигатель в 3-4 месяца.

 

Выводы.

 

Высокая цена – да, это вполне реалистичное, правдивое оправдание, почему Т-14 «Армата» не окажется на фронте. И в целом отправлять в зону боевых действий машину, цикл производства которой составляет до полугода, в то время как за тот же срок с хранения можно снять до полутысячи и более Т-54/55/62/72/80/90, не рационально. Но это лишь толика из всей неприятной для российских танкостроителей правды касательно «Арматы».

 

Т-14 «Армата» – это не только сырой, с большим количеством дефектов и неисправностей танк, но и неприспособленный к современной войне. И в реальной зоне боевых действий он превратится в легкодоступную мишень с минимальными шансами на выживание.

 

Источник: Оbozrevatel

 

Материал совместного проекта OBOZ.UA и группы «Информационное сопротивление».