Вмешательство Российской Федерации в президентские выборы в Украине на сегодняшний день не очевидно лишь для тех, кто нарочно отказывается видеть факты. При этом целей у этого вмешательства предостаточное количество, от возможности влиять на политическую обстановку в стране и до явных финансовых, если не хуже — стратегических выгод.
Что интересно, выборы президента Украины очертили ещё один очень важный для Кремля плацдарм – обеспечение своего энергетического доминирования в регионе, на своих условиях.
Как известно, в 2019 истекает срок действия транзитного договора между РФ и Украиной, который гарантировал поставки по нашей ГТС в ЕС российского газа. Переговоры по новому договору пока не приносят успеха ни одной из сторон. Ведь, согласно второму раунду газовых переговоров между Украиной, Еврокомиссией и РФ в январе этого года, Москву не устроило условие нового контракта, подразумевающего осуществление транзита минимум на 10 лет, в объеме не менее 90 млрд кубометров в год.
В принципе, данное условие сохраняет монополию украинской ГТС и нивелирует значение «Северного потока — 2». То есть, какой смысл в газпромовской трубе пропускной способностью 55 млрд кубометров в год, если по украинской ГТС необходимо будет сохранять поставки, которые должны были быть перенаправлены на «СП-2»?
Намедни заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Александр Панкин открыто заявил, что Российская Федерация продолжит переговоры относительно транзита газа через Украину уже после выборов Президента Украины. То есть, Кремлю важно, чтобы новая власть в Киеве пошла на уступки по транзитным вопросам и предоставила России возможность не только экономить на транспортировке «голубого золота», но и свободно распоряжаться транспортируемыми объемами газа.
Суть вопроса, к слову сказать, в $3 млрд, которые Украина ежегодно получает за счет транзита российского газа. При этом в случае нарушения транзитных договоренностей, у России можно будет отсудить не менее $12 млрд.
Учитывая то, что судебные прецеденты в пользу Украины уже имели место, риск потерять столь существенную сумму расценивается Москвой как вполне реальный.
С учетом того, что Кремль ещё минимум 3 года будет находиться в полной зависимости от ГТС Украины, ему жизненно важно добиться контроля за ситуацией минимум на один президентский срок. Этого периода вполне хватит для введения в эксплуатацию и запуска на полную мощность не только печально известного «Северного потока — 2», но и, при активизации пророссийского южно-европейского лобби, достроить, продлить и вывести в ЕС — «Турецкий поток».
Разгрузка транзитных обязательств перед Украиной освободит до $1,5 млрд средств, которые без лишней нагрузки на бюджет РФ могут быть направлены как раз на эти цели – организацию (финансирование) лоббирования «ТП» и продолжение его строительства.
А потому газовая составляющая в заинтересованности России способствовать продвижению своего, явного либо завуалированного кандидата, не менее важна, нежели прочие.