Как известно, на этой неделе в России прошла первая официальная демонстрация перспективного тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник». Демонстрация, проведенная на волне всеобщего ура-патриотизма, но при отсутствии малейшей здравой критики. Что же, давайте тогда пройдемся по новому чуду ВПК РФ.
Прежде всего, хочу отметить, что ряд российских СМИ преподносит С-70 как БПЛА шестого поколения, что в корне неверно, особенно по отношению к российской технике. Напомню, что даже истребитель Су-57 не является полноценным представителем пятого поколения из-за больших проблем со стелс-технологиями и наличием старого двигателя.
В свою очередь, С-70 оснащен двигателем АЛ-41Ф1, что так же позволяет усомниться в его стэлс-показателях, в частности уровне ЭПР. Хотя, благодаря ТТХ двигателя данный БПЛА сможет с легкостью покорять сверхзвук, но возникает вопрос, зачем и как с этой нагрузкой справится сам планер?
Дело в том, что опыт РФ в создании летательных аппаратов со схемой «летающее крыло» которые, процитирую выдающегося деятеля ВПК РФ Дмитрия Рогозина, «летают», практически нулевой. Чем руководствовались, а именно, какие цели перед собой ставили создатели «Охотника», размещая в объекте подобной конструкции настолько мощный двигатель – вопрос открытый. Но тот факт, что для российского «крыла» выбран чрезмерно широкий профиль, который снизит показатель управляемости на предельных скоростях – это факт.
К примеру, даже американские БПЛА Х-47В (с которых явно скопирован С-70), используют дозвуковые скорости.
Кроме того, применение данного БПЛА на сверхзвуковых скоростях как ударного не представляется возможным, поскольку в нем использованы стандартные люки от Су-57, раскрытие которых на сверхзвуке попросту разрушат саму конструкцию С-70.
С другой стороны, ни для кого не секрет, что двигатели АЛ-41Ф1 позволяют истребителям быть весьма маневренными и превосходство Су-35 и даже Су-57, над своими западными конкурентами зачастую основывается в констатации именно данного факта. Но, во-первых, возникает вопрос, зачем БПЛА шестого поколения обладать маневренностью, если уже пятое поколение подразумевает выполнение задания и уничтожение противника до прямого контакта. А во-вторых, конструкция планера «летающее крыло» значительно снижает базовую маневренность, которую придает АЛ-41Ф1.
Парадокс? Нет – «Охотник».
В принципе, «Охотник» впитал в себя практически все технические наработки от Су-57, от шасси и до двигателя, но имеет современный облик Х-47В. А потому его скорее следует рассматривать как некой вариацией на тему дальнейшего развития российских истребителей почти пятого поколения, в обертке западных достижений. То есть, вчерашний день в новом костюме.
Но куда интереснее будет понаблюдать за С-70, когда он совершит свой первый полет. Ведь одно дело пиар и красивые фото буксируемого аппарата, а совсем другое полноценные испытания, вплоть до имитации воздушного боя. Вот только как бы первый российский беспилотник шестого поколения, не повторил в ходе своего первого полета судьбу первого почтового дрона «Почта России».